Актуально
Интервью с управляющим партнером Здравницы " Лаго-Наки"

Интервью с управляющим партнером Здравницы " Лаго-Наки"

В июле на вопросы издания "Региональная Россия" о развитии туризма в нашей стране ответила Татьяна Мамонтова, член Экспертного совета, управляющий партнер Здравницы "Лаго-Наки". 

 - Какие, на Ваш взгляд, позитивные сдвиги произошли в медицинском туризме за последнее время и в чем они выражаются? 
 
- Во всем мире медицинский туризм развивается более быстрыми темпами, чем большинство других видов туризма. Журнал «MedicalTravel» указывает: объем поездок за здоровьем составляет около 30 млн. человек в год. По нашей стране отдельная статистика не ведется, поскольку такая статистика касается разных объектов. К подобным объектам следует отнести государственные и частные медицинские учреждения, оказывающие медицинские услуги, в том числе и приезжим, а также - санаторно-курортные учреждения в части пациентов, прибывших в них на основе добровольного выбора за собственные и/или корпоративные средства (вне государственных социальных программ). Тем не менее, если анализировать статистику санаторно-курортного комплекса, то за 10 лет (2005-2015) при уменьшении числа здравниц рост числа отдыхающих составил 149% и достиг цифры 6 млн. человек. Это свидетельствует о росте популярности поездок на курорты с целью лечения и, безусловно, является позитивным фактором. Еще одним позитивным моментом в этой сфере следует отметить рост инвестиционной привлекательности санаториев. Ассоциация оздоровительного туризма России оценивает инвестиционный потенциал российских здравниц в 100 млрд. рублей на ближайший период. Причем интересен факт: имеет место рост частных инвестиций в эту сферу, в том числе, сравнительно небольших компаний. В этом аспекте можно отметить AMAKS Hotels&Resorts, «Ульяновсккурорт», «Курорт Белокуриха», Здравницу «Лаго-Наки», которые развиваются исключительно за счет частных вложений, и становятся объектом прибыльного бизнеса.

 - С какими трудностями приходится сталкиваться в этой сфере и каковы, по Вашему мнению, способы решения этих проблем?

 - Начнем с того, что само понятие «медицинский туризм» не определено ни в одном нормативном акте, поэтому на практике это понятие толкуется или более широко (как любые турпоездки, связанные со здоровьем, в том числе, оздоровительные), или более узко (связанные с конкретными медицинскими вмешательствами – диагностика, лечение, реабилитация, косметология, родовспоможение и пр.). На наш взгляд, второй подход - предпочтительнее, но он нуждается в законодательном закреплении. Нет упоминания о медицинском туризме и в государственной программе РФ «Развитие здравоохранения» (подпрограмма 5, посвященная санаторно-курортной помощи). Получается, государство не рассматривает медицинский туризм как одно из направлений улучшения состояния здоровья населения. Отсюда нет и никаких конкретных мероприятий в масштабе страны и на региональном уровне по развитию этого социально важного вида туризма. Из направлений государственной поддержки можно отметить только льготы по НДС на санаторную путевку, а граждане вправе снизить налогооблагаемую базу по НДФЛ на размер стоимости лечения. Одна из основных проблем в этой сфере – невысокое в большинстве случаев качество отечественной медицинской помощи. Отсюда значительный объем выездного медицинского туризма. Эксперты приводят цифру в 18-20 тысяч – она явно занижена, если иметь в виду количество туристов, отправляющихся за рубеж не только в клиники, но и зарубежные курортные центры и медицинские СПА. Вопрос качества медицинских услуг в полной мере относится и к санаториям, которые в большинстве своем продолжают работать по обезличенной санаторно-курортной путевке, не формируют адекватного запросам пациентов предложения, годами не совершенствуют предлагаемые услуги. В качестве позитивного примера решения этих проблем могу привести Здравницу «Лаго-Наки», где я являюсь управляющим партнером. Нам удалось сформировать уникальный медицинский продукт, предназначенный, главным образом, для лиц с заболеваниями позвоночника в сочетании с прочей патологией на основе собственных авторских методик. К услугам наших гостей более 25 типовых программ, которые корректируются и дополняются индивидуально специалистами Здравницы в зависимости от состояния конкретного гостя. В санатории работает гибкая система оценки и учета удовлетворенности гостей, что позволяет вносить необходимые коррективы в процессы обслуживания. В Здравнице была перестроена все система управления для достижения коммерческого результата, в результате чего мы имеем среднегодичную заполняемость около 80%. Кстати, вопросы управления медицинскими (в том числе и санаторно-курортными) учреждениями – это одна из важных проблем, препятствующих развитию медицинского туризма. Отсутствие подготовки управленцев по вопросам медицинского маркетинга приводит к тому, что потенциальные пациенты даже не знают об имеющихся возможностях лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений. 

 - Сегодня идут споры о том, как должны сочетаться государственное и частное управление в курортной сфере. Что, по Вашему, лучше для развития именно медицинского туризма в нашей стране? 

 -Задача государства – стимулировать этот бизнес, а не создавать избыточных препятствий. К примеру, хорошо известно, что санатории имеют дорогостоящие основные фонды и большие участки земли, необходимые для рекреации, но облагаемые по полной ставке налогами и платежами за землю, что, в свою очередь, ложится непосильным бременем на плечи отдыхающих пациентов. Возможно, следует подумать о налоговых поощрениях для частных инвесторов в санаторной сфере. Почему Турция вводит пятилетние налоговые льготы для собственников новых гостиниц, а мы даже не пытаемся? Много вопросов к минимизации стоимости транспортной составляющей для таких туристов, ведь нельзя забывать о социальных аспектах укрепления здоровья. Отдельного внимания заслуживают вопросы охраны и эксплуатации природных лечебных ресурсов. Есть серьезные проблемы с подготовкой как медицинского, так и сервисного персонала. Решение этих проблем лежит в плоскости деятельности государства. Инвестору должно быть выгодно входить в этот бизнес.

Инфопартнеры

МИНПРОМТОРГ РОССИИ

Совет Федерации

Государственная дума ФС РФ

Общественная палата РФ

РЭУ им. Плеханова

Опора России

Деловая Россия

Торгово-промышленная палата РФ

Официальный сайт Москвы

Экспертный совет

Информподдержка