Интервью с управляющим партнером Здравницы " Лаго-Наки"

Интервью с управляющим партнером Здравницы " Лаго-Наки"

В июле на вопросы издания "Региональная Россия" о развитии туризма в нашей стране ответила Татьяна Мамонтова, член Экспертного совета, управляющий партнер Здравницы "Лаго-Наки". 

 - Какие, на Ваш взгляд, позитивные сдвиги произошли в медицинском туризме за последнее время и в чем они выражаются? 
 
- Во всем мире медицинский туризм развивается более быстрыми темпами, чем большинство других видов туризма. Журнал «MedicalTravel» указывает: объем поездок за здоровьем составляет около 30 млн. человек в год. По нашей стране отдельная статистика не ведется, поскольку такая статистика касается разных объектов. К подобным объектам следует отнести государственные и частные медицинские учреждения, оказывающие медицинские услуги, в том числе и приезжим, а также - санаторно-курортные учреждения в части пациентов, прибывших в них на основе добровольного выбора за собственные и/или корпоративные средства (вне государственных социальных программ). Тем не менее, если анализировать статистику санаторно-курортного комплекса, то за 10 лет (2005-2015) при уменьшении числа здравниц рост числа отдыхающих составил 149% и достиг цифры 6 млн. человек. Это свидетельствует о росте популярности поездок на курорты с целью лечения и, безусловно, является позитивным фактором. Еще одним позитивным моментом в этой сфере следует отметить рост инвестиционной привлекательности санаториев. Ассоциация оздоровительного туризма России оценивает инвестиционный потенциал российских здравниц в 100 млрд. рублей на ближайший период. Причем интересен факт: имеет место рост частных инвестиций в эту сферу, в том числе, сравнительно небольших компаний. В этом аспекте можно отметить AMAKS Hotels&Resorts, «Ульяновсккурорт», «Курорт Белокуриха», Здравницу «Лаго-Наки», которые развиваются исключительно за счет частных вложений, и становятся объектом прибыльного бизнеса.

 - С какими трудностями приходится сталкиваться в этой сфере и каковы, по Вашему мнению, способы решения этих проблем?

 - Начнем с того, что само понятие «медицинский туризм» не определено ни в одном нормативном акте, поэтому на практике это понятие толкуется или более широко (как любые турпоездки, связанные со здоровьем, в том числе, оздоровительные), или более узко (связанные с конкретными медицинскими вмешательствами – диагностика, лечение, реабилитация, косметология, родовспоможение и пр.). На наш взгляд, второй подход - предпочтительнее, но он нуждается в законодательном закреплении. Нет упоминания о медицинском туризме и в государственной программе РФ «Развитие здравоохранения» (подпрограмма 5, посвященная санаторно-курортной помощи). Получается, государство не рассматривает медицинский туризм как одно из направлений улучшения состояния здоровья населения. Отсюда нет и никаких конкретных мероприятий в масштабе страны и на региональном уровне по развитию этого социально важного вида туризма. Из направлений государственной поддержки можно отметить только льготы по НДС на санаторную путевку, а граждане вправе снизить налогооблагаемую базу по НДФЛ на размер стоимости лечения. Одна из основных проблем в этой сфере – невысокое в большинстве случаев качество отечественной медицинской помощи. Отсюда значительный объем выездного медицинского туризма. Эксперты приводят цифру в 18-20 тысяч – она явно занижена, если иметь в виду количество туристов, отправляющихся за рубеж не только в клиники, но и зарубежные курортные центры и медицинские СПА. Вопрос качества медицинских услуг в полной мере относится и к санаториям, которые в большинстве своем продолжают работать по обезличенной санаторно-курортной путевке, не формируют адекватного запросам пациентов предложения, годами не совершенствуют предлагаемые услуги. В качестве позитивного примера решения этих проблем могу привести Здравницу «Лаго-Наки», где я являюсь управляющим партнером. Нам удалось сформировать уникальный медицинский продукт, предназначенный, главным образом, для лиц с заболеваниями позвоночника в сочетании с прочей патологией на основе собственных авторских методик. К услугам наших гостей более 25 типовых программ, которые корректируются и дополняются индивидуально специалистами Здравницы в зависимости от состояния конкретного гостя. В санатории работает гибкая система оценки и учета удовлетворенности гостей, что позволяет вносить необходимые коррективы в процессы обслуживания. В Здравнице была перестроена все система управления для достижения коммерческого результата, в результате чего мы имеем среднегодичную заполняемость около 80%. Кстати, вопросы управления медицинскими (в том числе и санаторно-курортными) учреждениями – это одна из важных проблем, препятствующих развитию медицинского туризма. Отсутствие подготовки управленцев по вопросам медицинского маркетинга приводит к тому, что потенциальные пациенты даже не знают об имеющихся возможностях лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений. 

 - Сегодня идут споры о том, как должны сочетаться государственное и частное управление в курортной сфере. Что, по Вашему, лучше для развития именно медицинского туризма в нашей стране? 

 -Задача государства – стимулировать этот бизнес, а не создавать избыточных препятствий. К примеру, хорошо известно, что санатории имеют дорогостоящие основные фонды и большие участки земли, необходимые для рекреации, но облагаемые по полной ставке налогами и платежами за землю, что, в свою очередь, ложится непосильным бременем на плечи отдыхающих пациентов. Возможно, следует подумать о налоговых поощрениях для частных инвесторов в санаторной сфере. Почему Турция вводит пятилетние налоговые льготы для собственников новых гостиниц, а мы даже не пытаемся? Много вопросов к минимизации стоимости транспортной составляющей для таких туристов, ведь нельзя забывать о социальных аспектах укрепления здоровья. Отдельного внимания заслуживают вопросы охраны и эксплуатации природных лечебных ресурсов. Есть серьезные проблемы с подготовкой как медицинского, так и сервисного персонала. Решение этих проблем лежит в плоскости деятельности государства. Инвестору должно быть выгодно входить в этот бизнес.

Наши партнёры

выставка "Золотая осень"

VIII Специализированная выставка строительных материалов и технологий

Третий форум малого бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС

Совет Федерации

Государственная дума ФС РФ

Общественная палата РФ

РЭУ им. Плеханова

Опора России

Деловая Россия

Торгово-промышленная палата РФ

Евразийское экономическое сообщество

Нострой

Союз машиностроителей России

Национальная Ассоциация по развитию туризма

Официальный сайт Москвы

Балабаново

Администрация Неклиновского района

г. Бодайбо

Зерноградски район

г.Жуков Калужской об-и

Волгодонский район Ростовской области

Щучанский район Курганской области

Городское поселение Лотошино

Верея

Шаховской район

Верхнебуреинский район

Белгородский района

Рассказовский район

Егорьевск

 Котовск Тамбовской области

Братск Иркутской области

Башмаковский район

Тацинский район

ЮНИМЕД

Гимназия 1257

ФРИО

АгроТуризм Ассоциация

 Редкинский Опытный Завод

Агрофирма "Слава картофелю"

Дальстроймеханизация

Ялтинский зоопарк

Rdtex

Тензор

ООО "Нарсан"

Гостиница "Балтика"

АО «ОЭК»

НПО Стеклопластик

Каскад

Национальный парк "Сайлюгемский"

Стеклопластик

Полтава-Крым

СХК "Донагрокурорт"

Отель "Акфес-Сейо"

ОК "ВАТУТИНКИ"

ЗАО Турборус

ООО "ПТК "Гангут"

ЗАО ДИАЛАЙН

АО "Электроавтоматика"

Санаторий РУШ

Парк Дракино

ООО "НТЦ "Нефтегаздиагностика"

РосСтройИнвест

Клуб Золотая Рыбка