Актуально
МАКС-2019: итоги первых дней 29.08.2019

МАКС-2019: итоги первых дней

Работу XIV Международного авиационно-космического салона МАКС-2019 открыл Президент Российской Федерации Владимир Путин

     Он обратился с приветствием к организаторам, участникам и гостям Салона, осмотрел экспозиции ведущих компаний, понаблюдал за демонстрационными полётами. В рамках мероприятия В. Путин провёл переговоры с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. 

     Президент России высоко оценил статус выставки: «Заинтересованы в том, чтобы МАКС укреплял свои позиции авторитетной площадки делового общения, обмена идеями и заключения взаимовыгодных контрактов», - отметил он. Также В. Путин констатировал, что салон вызывает большой интерес специалистов и любителей авиации. «Уже в 14-й раз он собирает всех, кто неравнодушен к истории, настоящему и будущему лётной техники, и, как всегда, гармонично сочетает яркое научно-практическое содержание и красочное шоу», - заявил Владимир Путин. 

     По окончании церемонии открытия состоялся обход экспозиции. Главы государств осмотрели новейшие образцы гражданской и военной авиационной техники, уделив особое внимание истребителю пятого поколения Су-57 и истребителю поколения 4++ Су-35. «Поговорили о сотрудничестве по Су-35 и о возможной работе даже по новому самолёту Су-57, - заявил В. Путин на пресс-конференции по итогам переговоров. - У нас возможностей много, мы продемонстрировали новые системы оружия и новые системы радиоэлектронной борьбы». «Многое, на мой взгляд, заинтересовало наших турецких партнёров, и не только с точки зрения приобретения, но и с точки зрения совместного производства», - добавил он. Также обсуждались вопросы сотрудничества в военно-технической и гражданской сферах.

су 57 макс 2019
Су-57

      Соглашения о сотрудничестве 

     Несмотря на то, что участники МАКС запланировали подписание наибольшего количества соглашений на второй день работы выставки, 27 августа деловая активность находилась на высоком уровне. 

     Холдинг «Вертолеты России», «Промсвязьбанк» и авиационная компания «Конверс Авиа» в присутствии заместителя председателя Правительства Российской Федерации Юрия Борисова подписали соглашение о сотрудничестве в области поставок новой вертолётной техники российского производства. Стороны в партнёрстве рассчитывают разработать и реализовать программы, связанные с передачей новых отечественных вертолётов в операционную аренду. Планируется совместными усилиями создать набор типовых документов по аренде и поставке вертолётов, ведению послепродажного обслуживания, подготовке лётно-технического персонала, организации технического контроля приёмки вертолётов от эксплуатанта при их возврате из аренды. 

     Во вторник состоялось подписание стратегического соглашения между АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» и компанией Boeing о дальнейшем сотрудничестве. Стороны достигли предварительных договорённостей о продлении контракта по поддержанию эксплуатации функционально-грузового блока «Заря» Международной космической станции. В соответствии с условиями соглашения, в период с 2021 по 2024 год ГКНПЦ им. М.В. Хруничева будет поставлять заменяемое на орбите оборудование для обеспечения эксплуатации блока «Заря». Также Центр Хруничева будет выполнять работы по модернизации конструкции модуля в целях расширения его технических возможностей. 

     Сотрудничество корпорации Роскосмос с Научно-образовательным центром Самарской области стало предметом соглашения, подписанного во вторник. Документ предполагает, что вузы региона будут привлекать в качестве лекторов ведущих специалистов корпорации. В Самаре пройдут совместные с Роскосмосом научные конференции. 

     В первый день работы состоялись встречи по системе MatchMaking. Согласно анкетам участников, деловой потенциал переговоров, равный сумме стоимостей обсуждаемых сделок и соглашений о сотрудничестве, составил в первый день 680 млн рублей. 

     Деловая программа 

     Деловая программа МАКС-2019, насчитывающая более 80 мероприятий, стартовала 26 августа на внешних площадках. В столичном отеле Ритц-Карлтон собралось свыше 700 делегатов и участников Третьего Евразийского аэрокосмического конгресса. На площадке ФГУП «ВИАМ» в четвёртый раз прошла Всероссийская научно-техническая конференция «Материалы и технологии нового поколения для перспективных изделий авиационной и космической техники». 

     Во вторник для участников МАКС распахнул свои двери павильон «Конгресс Центр», в котором размещены оборудованные всем необходимым для плодотворной работы залы заседаний и переговорные комнаты. Первым мероприятием стала панельная дискуссия «Авиационные кластеры России и Европы», участие в которой приняли главы ряда российских регионов: Республики Татарстан, Пермского края, Самарской и Ульяновской областей. Также прозвучали выступления представителей европейских и китайских аэрокосмических кластеров. 

     В рамках деловой программы состоялось совместное заседание комиссии по развитию аэронавигационной системы Союза машиностроителей России и Комитета по научно-технологическому развитию и прикладной науке Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». В числе озвученных вопросов – развитие аэронавигационной системы, роль прикладной науки в решении научно-технических задач. Ещё одно мероприятие прошло в новом для МАКС формате: состоялся «Диалог с конструктором», участие в котором приняли генеральный конструктор АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» Гиви Джанджгава, и заместитель председателя Комиссии по развитию аэронавигационной системы, заместитель генерального директора по научной работе и развитию АО «АЗИМУТ» Виктор Соломенцев. 

     Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова стал площадкой для проведения III Российско-китайского форума по разработке технологий авиационных двигателей. Мероприятие было посвящено вопросам конструкционной прочности и надёжности двигателей. С российской стороны участие в форуме приняли специалисты института и ряда других ведущих предприятий, с китайской – делегация Академии авиационных двигателей Китая и организаций HAPRI, SERI и GTE, входящих в состав Двигателестроительной корпорации Китая. 

     Два мероприятия состоялось по теме применения беспилотных летательных аппаратов. В частности, проблему использования беспилотников при поиске и спасании людей в лесу обсудили участники круглого стола, организованного благотворительным фондом «Система» и ООО «Аэромакс». Центр «АЭРОНЕТ» провёл семинар по технологиям и системообразующим проектам дорожной карты «Аэронет». 

     Стартовали мероприятия раздела Future Hub. В первый день работы МАКС прошли конференция «Научно-производственная кооперация предприятий машиностроения и ОПК, научных и образовательных организаций при реализации инновационных программ, проектов и технологий в условиях диверсификации производства», а также открытые лекции и презентации. 

     Полёты 

     Во вторник, 27 августа, была представлена получасовая демонстрационная программа, в которой приняли участие новинки отечественного авиастроения. Открыл её проход строем продукции холдинга «Вертолёты России». ПАО «ОКБ «Сухого» подготовило программу с участием четырёх самолётов Су-57, а также Су-34 и Су-35. Российская самолётостроительная корпорация «МиГ» провела сольную демонстрацию истребителя МиГ-35. Также прошло выступление учебно-тренировочного самолёта Як-152. Красочный пилотаж показали пассажирские самолёты МС-21-300 и Superjet 100. 

МС 21 300 на салоне в Жуковском 2019
МС-21-300

     Наиболее масштабная программа полётов запланирована на дни публичного посещения с пятницы по воскресенье. 

     Общая информация 

     МАКС-2019 итоги в первый день работы: форум посетило 40 870 человек, что более чем вдвое превышает посещаемость, зафиксированную на МАКС-2017. По информации оперативного штаба, правонарушений и чрезвычайных ситуаций не допущено. 

     За развитием событий на салоне в социальных сетях МАКС-2019 во вторник следило около 124 000 подписчиков.

     * * * * *

     Второй день стал наиболее насыщенным по количеству мероприятий Деловой программы, презентаций, брифингов и переговоров. Чтобы обеспечить комфортные условия для работы специалистов, участвовавших в мероприятиях, продолжительность демонстрационных полётов была сокращена

     Ключевым событием дня стало открытие национальной экспозиции Китайской Народной Республики. В торжественной церемонии приняли участие Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров и Министр промышленности и информатизации КНР Мяо Вэй. МАКС-2019 впервые проводится при партнёрском участии Китайской Народной Республики. Экспозиции ведущих предприятий и научно-исследовательских институтов КНР развёрнуты в специально построенном павильоне площадью 3000 кв.м. Продукция китайских компаний демонстрируется на статической стоянке. Особое место на выставке занимает макет российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929. Также на площадке МАКС-2019 состоялось четвёртое заседание российско-китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области промышленности. Стороны обсудили ключевые проекты и вопросы промышленного взаимодействия между двумя странами, подвели итоги деятельности рабочих групп по гражданской авиации и гражданскому авиастроению, оборудованию, сырьевым материалам и радиоэлектронике. 

     Контракты 

     На МАКС-2019 были подписаны первые сделки с авиационной техникой. Соглашения о намерениях на поставку новейших среднемагистральных самолётов МС-21-300 были подписаны с тремя эксплуатантами: российской авиакомпанией «Якутия» на пять лайнеров, казахской Bek Air на 10 единиц и с неоглашаемым заказчиком – ещё на пять самолётов. Сроки начала поставки и другие существенные условия не раскрываются. В настоящее время портфель твёрдых контрактов на МС-21 составляет 175 машин, соглашения о намерениях и меморандумы о взаимопонимании распространяются ещё на 160 самолётов. 

     Другая сделка касается поставки самолётов Superjet 100. Государственная транспортная лизинговая компания и авиакомпания «Азимут» достигли договорённости о передаче эксплуатанту двух таких машин. Таким образом, уже в ноябре 2019 года флот «Азимута» будет насчитывать 10 самолётов SSJ-100, в дальнейшем в парк поступит одиннадцатый лайнер. 

      Вертолётостроители также открыли счёт продажам авиатехники на МАКС-2019. Холдинг «Вертолеты России», компания «Газпромбанк Лизинг» и «Норильск Авиа» подписали договор о поставке 10 вертолётов Ми-8АМТ. Поставки состоятся в 2020-2024 годах. Вертолёты будут эксплуатироваться в сложных климатических условиях Крайнего Севера, выполняя пассажирские перевозки, санитарные миссии, обслуживая интересы компании «Норильский никель». Для лизинговой компании «Газпромбанк Лизинг» данная сделка стала первым прецедентом финансирования поставок новых вертолётов российского производства. 

     Конструкторское бюро «ВР-Технологии», входящее в холдинг «Вертолеты России», сделало важный шаг в продвижении лёгкого многоцелевого вертолёта VRT500 на рынке Юго-Восточной Азии. В ходе МАКС-2019 разработчик заключил дилерское соглашение с малазийской компанией Ludev Aviation, которая выразила намерение приобрести пять вертолётов. Как ожидается, первые поставки состоятся в 2023 году. 

     Соглашения о сотрудничестве 

     Второй день работы МАКС-2019 оказался чрезвычайно продуктивным для «Новикомбанка», генерального партнёра салона. Первое соглашение, подписанное с Корпорацией «Иркут», предполагает организацию финансирования сертификации и разворачивания серийного производства самолёта МС-21-300 на сумму 10 млрд рублей. 

     Другое соглашение, также на сумму в 10 млрд рублей, «Новикомбанк» заключил с Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина. Средства предназначены для реализации перспективных проектов компании, в том числе финансирования производства гражданских самолётов Ил-96-400М и Ил-114-300. 

     «Новикомбанк» предоставит финансирование проектов входящих в холдинг «Вертолеты России» компаний «Роствертол» и ААК «Прогресс им. Н.И. Сазыкина». Средства в размере около 10 млрд рублей для каждого из предприятий будут направлены на обеспечение развёртывания перспективной вертолётной техники. Новацией является схема финансирования проекта по созданию производства вертолёта Ка-62 в г. Арсеньев Приморского края, предполагающая предоставление льготного займа Фонда развития промышленности. 

Ка-62
Ка-62

     Не менее насыщенной была программа работы специалистов предприятий, входящих в холдинг «Вертолеты России». Помимо соглашений с «Новикомбанком», документы подписаны с компаниями «ЮТэйр-Инжиниринг» и «КрасАэроСкан». Первое соглашение предусматривает взаимодействие при разработке модификаций вертолётов семейства Ми-8/17 и поддержании лётной годности, благодаря чему «ЮТэйр-Инжиниринг» сможет самостоятельно выполнять весь комплекс работ по модернизации вертолётов Ми-8Т/П/ПС, Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ, Ми-171, Ми-171А2 и Ми-172. 

     Компания «КрасАэроСкан» выступит партнёром КБ «ВР-Технологии» в разработке и серийном производстве беспилотной авиационной системы VRT30. В соответствии с соглашением конвертоплан VRT30 будет модернизирован для его эффективной работы в климатических условиях Восточной Сибири, Дальнего Востока и районов Крайнего Севера. Партнёры организуют серийное производство VRT30, а также его гарантийное и техническое обслуживание. 

     «Объединенная авиастроительная корпорация», компания Boeing и Фонд «Сколково» в среду заключили соглашение о сотрудничестве в сферах исследования авиационного обучения и человеческого фактора, эффективного использования больших массивов данных, а также машинного обучения и искусственного интеллекта. Изучение человеческого фактора будет направлено на объективный анализ и улучшение процессов оповещения и реагирования лётных экипажей при возникновении нештатных ситуаций. Необходимость такого сотрудничества связана с потребностью в эффективном обучении растущего штата авиационного персонала. 

     Также «Объединенная авиастроительная корпорация» подписала соглашение о сотрудничестве с компанией «Цифра». Компании совместно разработают стратегию цифровой трансформации ОАК и осуществят мероприятия, нацеленные на оптимизацию производственных процессов за счёт использования «сквозных» цифровых технологий, в том числе технологий промышленного интернета вещей, больших данных и искусственного интеллекта. 

     Российские авиакомпании «Ютэйр» и «Якутия» подписали с компанией Boeing соглашения, предусматривающие подготовку их лётных экипажей в Авиационном учебном и научно-исследовательском центре Boeing, расположенном на территории Инновационного центра «Сколково». 

     Совместные инициативы и проекты в области ремонта, модернизации и послепродажного обслуживания систем, узлов и агрегатов для отечественной авиационной техники реализуют холдинг «Технодинамика» с 558 авиационным ремонтным и Оршанским авиаремонтным заводами. Соответствующее соглашение также подписано 28 августа. 

     Наконец, авиакомпания «Волга-Днепр» совместно с Правительством Ульяновской области будут совместно реализовывать приоритетный проект Ульяновской области «Развитие инновационного кластера Ульяновской области в комплексе проектов «Технокампус – Технологическая долина – Сантор» и планируют в дальнейшем заключить договор аренды площадей на территории строящегося технопарка «Технокампус 2.0» для активного участия авиакомпании в формировании транспортного хаба в Ульяновске. 

     Во второй день работы продолжились встречи по системе MatchMaking. Активность участников возросла более чем вдвое относительно вторника, а деловой потенциал переговоров, рассчитанный на основе анализа анкет участников, превысил 1,2 млрд рублей, что почти вдвое выше показателя первого дня работы МАКС. 

     Деловая программа 

     В среду в рамках официальной программы прошло более 20 конференций, круглых столов, брифингов и мероприятий для прессы. Среди ключевых тем деловой программы – беспилотные технологии, построение кооперационных цепочек, привлечение молодёжи в аэрокосмическую индустрию. 

     Наибольшее количество мероприятий было посвящено применению беспилотных авиационных систем для решения прикладных задач. Семинары и круглые столы затронули вопросы использования БАС для мониторинга лесных пожаров и решения транспортных задач, поиску новых рынков. Были рассмотрены вопросы интеграции БАС в систему гражданской авиации России. 

     Мероприятия в рамках Дня поставщика, прошедшего на МАКС, позволили обсудить вопросы, связанные с сертификацией поставщиков, обеспечения качества их продукции. Также состоялась презентация «Немецкие технологии, оборудование и материалы в области гражданской авиации». 

     Молодёжная тематика представлена ассамблеей «Молодежный экспресс НТИ в будущее» и Международным молодежным форумом «Будущее авиации и космонавтики за молодой Россией», оба события прошли в рамках работы раздела Future Hub. 

     Состоялся ряд мероприятий научной направленности. Были проведены секция "Научные задачи НЦМУ «СВЕРХЗВУК» и сессия «Национальный проект «НАУКА» для решения государственных и научно-технических задач». Прошли международный семинар по прочности авиационных конструкций, круглый стол «Полная электрификация самолётов - важнейший путь развития воздушного транспорта будущего» и ряд других мероприятий. 

     Общая информация  

     Во второй день работы МАКС-2019 посетило 51 300 человек. По информации оперативного штаба, правонарушений и чрезвычайных ситуаций не допущено. 

     Подписчики официальных аккаунтов МАКС в социальных сетях продолжали следить за событиями салона. Охват аудитории составил 325 тыс. человек.

     По материалам пресс-службы МАКС-2019

Информационное сопровождение

Правительство России

Совет Федерации

Государственная дума ФС РФ

Минпромторг

Министерство обороны РФ

Министерство здравоохранения РФ

Министерство культуры РФ

Деловая Россия

8 Санкт-Петербургский международный культурный форум

Министерство образования и науки

Министерство экономического развития

Экспертный совет

Информподдержка