Актуально
Международный арктический саммит 2020 17.02.2020

Международный арктический саммит 2020

Как известно, 20-21 февраля в Санкт-Петербурге состоится Международный арктический саммит 2020 «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов»

Саммит организован Санкт-Петербургской Арктической академией наук в партнерстве с Институтом Арктических нефтегазовых технологий РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина и при поддержке Арктического Совета Ассамблеи народов Евразии, Союза нефтегазопромышленников России, Национальной ассоциации нефтегазового сервиса, Ассоциации «Энергетика и гражданское общество», Ассоциации «Композитный Кластер Санкт-Петербурга», Международного фестиваля «Молодая Арктика» и ведущих организаций Арктического сектора.

Саммит охватит весь комплекс вопросов по эффективной реализации новой государственной политики обширного и уникального региона, которым является Арктическая зона Российской Федерации.

 Накануне саммита определены основные направления комментариев к Саммиту - 2020СПб:

I. ОТСУТСТВИЕ АРКТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ РОССИИ

1. Арктическая общественная академия наук следует принципу содействия гармонизации «наука-власть-бизнес» в условиях формирования  гражданского общества в России. Более 15 лет она продвигает идею утверждения Арктической доктрины, которая была бы единым кратким связующим основанием многочисленных документов, определяющих Арктическую миссию России.

Доктрина явилась бы основной базовой для формирования концепций, основ государственной политики и стратегий их реализации, уменьшающих нынешнюю фрагментацию, несмотря на принятие таких мер, как формирование Государственной комиссии по развитию Арктики и Министерства по Дальнему Востоку и Арктике.

Международное значение Доктрины было бы основанием единого понимания арктическими и неарктическими странами чёткой и ясной деятельности России в Арктике, реализации национальных и государственных интересов России в Арктике. Предлагается создать рабочую группу для разработки современного варианта Арктической доктрины России.

II. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОДВИЖЕНИИ ДОКТРИНАЛЬНЫХ ИДЕЙ

2. Общественные инициативы продвижения доктринальных идей подчёркивают позитивное содействие общественных организаций национальным интересам. Это определяется федеральным законом об общественных объединениях (№ 82 –ФЗ от 1995 г.), законом о повышении ответственности общественных организации (ФЗ № 212 от 2014 г.) за контроль деятельности государственных и других учреждении, уставом АОАН (от 2003 г.).

3. Глобальная тенденция повышения эффективности публичной дипломатии ставит принципиально новые задачи в ключевом участии коренных народов в управлении социально-экономическим развитием региона. Это относится как к повышению качества жизни коренных народов АЗРФ, так и к активизации их деятельности в структурах государственного и муниципального управления.

III.СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ (ПРОБЛЕМЫ) В АРКТИКЕ ПО МНЕНИЮ КИТАЙСКИХ ЭКСПЕРТОВ (Sohu) В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ АКТУАЛЬНЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ ДЛЯ РОССИИ СЛЕДУЮЩИЕ ВЫЗОВЫ

Проблема численности населения

Площадь территории России – 17, 07 млн кв.км, а население 140 млн человек, что «мировой державе совсем не по статусу»

Наличие экономических трудностей

Россия – многонациональное государство -194 национальности, при этом 80% населения – русские, в связи с этом наблюдаются трудности в управлении многонациональным государством «дорого обходятся».

Неумение развивать экономику (система управления государством) НОВАТЭК

Россия со своим слабым экономическим развитием обречена на поражение.

Трудная международная обстановка.

IV. ЭТАП ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

4. Четвёртый этап индустриального развития требует инновационных подходов в научно-технологическом развитии, таких как научно-образовательные центры, ориентированные на WorldSkills, создание Научно-образовательных центров различного масштаба и профессиональной направленности, примером которого является планируемое создание 15 НОЦ, где можно указать на традиционное лидерство Республики Саха (Якутия), Архангельска, Санкт-Петербурга. Придание деятельности НОЦ практической направленности соответствует обоснованным АОАН инструментам гармонизации взаимодействия науки-власти-бизнеса, а широкое участие общественных организации в этом процессе сокращает ту фрагментарность арктической деятельности, которая обусловлена отсутствием Арктической доктрины России и следующих из неё концепций, законов и стратегий, включая «Стратегию научно-технологического развития России» на период до 2035 года, утверждённую в 2016 году и национальные проекты майского указа № 204 2018 года.

V. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

5. Современный цивилизационный кризис требует смещения акцентов с материальной сферы в область духовную, формирования высоко нравственного, интеллектуального общества, преемственности и единства всех поколений, представителей различных национальностей и социо-культурных групп, здесь роль общественных организаций особенно велика в связи с их возможностями практически неограниченного инновационного измерения по сравнению с государственными и частными с соответствующими традиционными регламентирующими рамками. В этом существенное отличие государственно-общественного партнёрства от общественно-государственного.

6. Для достижения реальных результатов арктической деятельности необходимы не только и не столько знания, хотя они очень важны, но ещё более важно чувствовать Арктику, а здесь роль общественных организации чрезвычайно важна и для государства и для бизнеса любого масштаба и развития гражданского общества в Арктике. Общественные организации могут стать фундаментом «склеивания» фрагментов, консолидации общественной и хозяйственной деятельности в АЗРФ, включая развитие малого и среднего бизнеса на основе взаимодействия (партнёрства) с крупным бизнесом. Здесь хотелось бы привести цитату из книги премьер-министра Сингапура Ли Куан Ю «Сингапурская история: из «третьего мира» в «первый», ставшей библией для многих политиков и экономистов.

• «…Наши шансы не потерпеть неудачу будут лучше, если мы будем придерживаться трёх основных принципов, которые помогли нам преуспеть. Это – общественное согласие, достигаемое путём справедливого распределения плодов прогресса. Это – равные возможности для всех. Это – система продвижения по заслугам… Последнее особенно важно, когда речь идёт о людях, возглавляющих правительство». (Ответ Президента на СИРИУСЕ).

VI. ТРУДНАЯ СОВРЕМЕННАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБСТАНОВКА

Конфликты, санкции изоляции, приведшие практически к одиночному противостоянию СССР накануне Второй мировой воины в подобных условиях.

7. Неизбежное развитие международного сотрудничества (взаимодействия) в Арктике выводит на новый уровень роль общественных организаций при любых сценариях развития для всех народов и государств любой численности, традиций научно-технологического развития. Масштабы сотрудничества предполагают учёт опыта арктических и неарктических стран, не замыкаясь в своей «уникальности». Это можно отнести и к экономическим стимулам (Аляска, Норвегия, Бахрейн, Оман, Китай), организационно-структурным факторам внутри государства (Сингапур, Китай), коррелирующим внешним факторам регионального и глобального масштабов. Мы внимательно изучаем материалы конференции, проводимых в Тромсё, стараясь избегать субъективных оценок, но относясь с уважением к коллегам, отмечая 100-летие соглашения по Шпицбергену, конечно исходим из государственных и национальных интересов России, где имена норвежских мореплавателей и исследователей Арктики хорошо известны.

АОАН активно участвует в проектах «Сопряжения Большого Евразийского партнёрства и инициативы «Один пояс-один путь» применительно к арктической стратегии программам и проектам с научно обоснованными моделями и стратегиями формирования нового евразийского мироустройства, основанного на реальных принципах равноправного взаимодействия как альтернативы жёсткой иерархической структуре. К этой же области следует отнести развитие Евразийского сотрудничества с такими проектами, адмирал де Траверсе – Морской министр России, парусная регата СМП, проекты развитии транспортно-коммуникационных систем в Арктике и др.

VII. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ В АРКТИКЕ И 200-летие ОТКРЫТИЯ РОССИЕИ АНТАРКТИДЫ

Исторически значимым примером добрососедства и взаимно значимого сотрудничества является Антарктида, 200-летие открытия которой мы отмечали 28 января, достаточно взглянуть на флаги стран, имеющих там базы.

8. Целесообразно общественным организациям и СМИ одним из инструментов развития общественно-частного партнёрства пропаганду позитивных направлении деятельности частного бизнеса (олигархов), таких, как меценатство, спонсорство, инвестиции в государственно и общественно значимые проекты, например Леонид Михельсон инвестировал в модернизацию российской исследовательской базы «Восток» на Антарктиде и др. Особенно это важно в связи с 200-летием открытия Россией Антарктиды и продолжающимися обсуждениями мифов и действительности относительно загадочных сооружений и явлений (НЛО в небесной и морской среде и континенте и т.д.).

9.Одним из основных показателей оценки эффективности арктической деятельности следует считать величину и градиент изменения количества жителей в АЗРФ, следующего из стратегии, определяемой законом на основе АДР. Они тесно связаны с качеством жизни и инфраструктурой АЗРФ. Инфраструктура целиком зависит от целей хозяйственной деятельности в Арктике. Если цель – максимизация извлечения ресурсов, то инфраструктуру надо строить по совершенно иным принципам, чем для обеспечения высокого качества жизни, это же относится и к транспортно-коммуникационной системе, оценка эффективности которой по показателю вывозимых ресурсов из Арктики совершенно неприемлемо и необъяснимо сравнение этого показателя с другими системами, включая Суэцкую, там совсем другие цели и задачи.

 

По материалам пресс-службы Международного арктического саммита 2020 «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов»

Информационное сопровождение

Правительство России

Совет Федерации

Государственная дума ФС РФ

Минпромторг

Министерство обороны РФ

Министерство здравоохранения РФ

Министерство культуры РФ

Деловая Россия

Министерство образования и науки

Министерство экономического развития

Экспертный совет

Информподдержка