Актуально
Image description 16.04.2020

Культура онлайн РФ

Специалисты из России, Азербайджана, Бельгии и Швеции собрались на онлайн-дискуссии «Культура онлайн РФ: вернуться, чтобы остаться», чтобы поделиться своим (часто непростым) опытом, как развивать новые форматы работы с аудиторией и удержать внимание посетителей.

События последних недель сильно повлияли на жизнь культурных институций во всем мире, впрочем, как и на общество в целом. И если еще недавно активно обсуждалось, нужно ли театру, музею, концертному залу, выставочному пространству, библиотеке развивать цифровые каналы общения со своей аудиторией, то сегодня этот цифровой путь стал их единственной связью с посетителями.

В дискуссии специального проекта Санкт-Петербургского международного культурного форума Открытый лекторий «Культура 2.0» (которая тоже стала первым опытом организации онлайн-мероприятия) приняли участие Александр Малич, генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра (Россия); Татьяна Соловьева, заведующая Центром медиакоммуникаций Кунсткамеры (Россия); Патрик Джордж де Клерк, директор Music Projects for Brussels (Бельгия); Суад Гараева-Малеки, художественный руководитель пространства современного искусства YARAT (Азербайджан); Владимир Охнич, музейный педагог Халльвильского музея в Стокгольме (Швеция). Модератором стала Светлана Болмотова, ведущая информационной программы «Известия» на телеканале «78».

Главной проблемой эксперты признали стремительность произошедших перемен: подготовиться к полному закрытию всех культурных учреждений и отмене огромного количества мероприятий по всему миру было просто невозможно. В преддверии дискуссии Дирекция Санкт-Петербургского международного культурного форума провела опрос «Культура онлайн», по результатам которого 62% опрошенных отметили, что отменили свои запланированные мероприятия. И культурным организациям пришлось реагировать в экстренном режиме – даже тем из них, кто и так планировал расширение своего присутствия в онлайн-пространстве. У 53% опрошенных уже до самоизоляции в штате были специалисты с опытом ведения онлайн-проектов, хотя только 12% признали, что и до карантина у них было несколько крупных самостоятельных проектов только для онлайн-среды, а 18% заявили, что все их проекты всегда имеют онлайн-версию.  Остальные результаты опроса доступны по ссылке: https://vk.com/@spbicf-proidite-opros-kultura-onlain.

«Нам пришлось фактически за 4 дня сделать то, на что планировалось 6-8 месяцев, – перевести театр в онлайн-режим, - рассказал Александр Малич. – Александринский театр стал первым в России, кто сыграл премьеру онлайн, — это «Маузер» Теодороса Терзопулоса. Причем это была не просто техническая съемка, а высокохудожественная многокамерная трансляция. А когда театр закрылся не только для зрителей, но и для артистов, мы перестали давать спектакли онлайн, подняли архивы и стали показывать их – по 3 спектакля в неделю».

«Мы придумали проект «Говорит и показывает Кунсткамера» - виртуальный кинозал, - поделилась Татьяна Соловьева. – Здесь мы показываем фильмы, этнографическое кино, которое наши научные сотрудники снимали на протяжении нескольких лет. Сотрудники предложили идею проекта «Маске_рад» - мастер-классы онлайн по изготовлению антивирусных масок, и обратились к подписчикам, чтобы те присылали свои интересные модели масок. На базе фотоколлекций Кунсткамеры делаем в соцсетях проект «Лайфхаки от Кунсткамеры» - актуальные советы по самоизоляции на фоне редких интересных фотографий. И конечно, онлайн-экскурсии – мы успели записать их в тот короткий промежуток, когда музей уже был закрыт для посетителей, но еще открыт для сотрудников. Новинка – репортажи тех научных работников, которые оказались во время карантина в других странах и сейчас высылают нам репортажи о том, как эти страны адаптируются к новым условиям».

«Одну из двух выставок, которые мы не успели открыть сейчас, мы планируем выпустить онлайн – там как раз есть огромная видеоработа, - рассказала Суад Гараева-Малеки. – Есть готовые видео, которые мы сейчас запустили онлайн. Начали делать программу YaratOnline, которую стримим в Инстаграме. И еще мы открыли опен-колл для молодых художников для будущей нашей выставки – сейчас самое время сделать это».

«Наш музей давно начал работать онлайн – подкасты, короткие видео по последним событиям, - добавляет Владимир Охнич. – Но сейчас появились новые креативные идеи, новые методы и эксперименты. Так, мы начали каждый день выпускать короткие экскурсии по музею в Инстаграм. Начали работать по скайпу со школами и домами престарелых – нам важно дать им культурный продукт, потому что они не могут к нам прийти».

Еще одну сложность новой реальности подметила Татьяна Соловьева: «Думаю, что у многих научных институтов сейчас, как и у нас, остро стоит проблема специалистов по научным коммуникациям. Как правильно донести открытия и данные науки до широкой аудитории – эти навыки будут очень востребованы в ближайшее время. Так же как и специалисты по цифровым технологиям – это связано в первую очередь с оцифровкой музейных коллекций».

Патрик Джордж де Клерк как музыкант видит проблему с другой стороны: «Музыка – это все-таки живой вид искусства, и если перевести ее полностью в онлайн, вы потеряете огромное количество энергии по сравнению с живым концертом».

И тем не менее, осваиваясь в новой цифровой среде, культура online уже планирует следующие шаги в этом, оказавшимся вполне самостоятельном направлении. «Мы сейчас разрабатываем проект новой выставки, которая будет полностью построена на технологии VR, - говорит Суад Гараева-Малеки. – Эта идея – погрузиться в пространство, которое целиком существует только в виртуальной реальности - открывает много возможностей, и в том числе расширить нашу аудиторию практически до всего мира,  а не только тех, кто может посетить нас».

«Следующий шаг – мы готовим показы видеозаписей архивных спектаклей, которых уже нет в репертуаре, эти архивы зрители не видели вообще никогда, - рассказывает Александр Малич. – Еще один вопрос – это создание специального контента только для онлайн-театра».

Кризис парадоксальным образом открыл возможности и резервы развития, которые были неочевидны ранее, - в ходе дискуссии подтвердили эксперты. «Для художников, работающих в таких техниках, как видеоарт, фотография, виртуальная реальность, открылись невероятные возможности проявить себя и выйти на первый план», - уверена Суад Гараева-Малеки.

«Время, которое нам сейчас выпало, — это некий дар, - сказал Патрик Джордж де Клерк. – У нас есть время подумать, как стать лучше, как сделать так, чтобы у нас в Европе, как это уже сейчас в России, культура онлайн в РФ стала доступной более широкой части общества».

Посмотреть видеозапись дискуссии «Культура онлайн: вернуться, чтобы остаться» можно на канале Youtube:  https://www.youtube.com/watch?v=9zWSHSVZnAY 

Открытый лекторий «Культура 2.0»– постоянно действующий дискуссионный проект Санкт-Петербургского международного культурного форума. Мероприятия «Культуры 2.0» – это лекции, дискуссии, интерактивные форматы, такие как открытые мастер-классы, обсуждения, интеллектуальные марафоны и так далее. «Культура 2.0» открыта для всех, кто интересуется современным культурным процессом и хочет принимать в нем активное участие. В центре внимания «Культуры 2.0» – технологии в современной российской культуре в самом широком понимании: от цифровых и виртуальных технологий до социальных практик, технологий организации общественных пространств, развития локальных сообществ, а также продвижения инклюзивных и образовательных культурных проектов. Специальное направление Открытого лектория «Культура 2.0 Zoom» рассказывает об особенностях профессий в сфере культуры и влиянии на них современных технологий.

 

По материалам пресс-службы СПМКФ

Информационное сопровождение

Правительство России

Совет Федерации

Государственная дума ФС РФ

Минпромторг

Министерство обороны РФ

Министерство здравоохранения РФ

Министерство культуры РФ

Деловая Россия

Министерство образования и науки

Министерство экономического развития

Экспертный совет

Информподдержка