Чеченский драматический театр – идентичность, традиции и мультикультурная интеграция

в Админ

Чеченский государственный драматический театр им. Ханпаши Нурадилова на протяжении 90-летней истории созидает, форматирует, обновляет и трансформирует восприятие людьми окружающего мира, взаимооотношений, нового и давно забытого, корректируя, напоминая, исследуя вместе со зрителем жизнь, ту, какой она является, и ту, какой она может быть.

Чеченский драматический театр представляет собой квинтесенцию мудрости, прозорливости, природной наивности и наполненной невероятной смелостью честности. Это правдивый театр, в нем нет выдуманного, напыщенного, до крайности абсурдного, он представляет собой некий флагман, возвышающийся над суетливым, бренным, меркантильным и чопорным миром, не утруждающим себя размышлениями о вечных ценностях. Флагман, указующий путь и сообщающий о том, где твердь, на которую можно опереться, где основа, которая не уйдет из по ног, где может быть спасение от вечно бушующего океана событий. К спектаклям, решающим такие задачи, относятся режиссерские работы художественного руководителя – директора театра, заслуженного работника культуры РФ, народной артистки ЧР Хавы Ахмадовой, по пьесам Мусы Ахмадова: «Большая земля», «Выше гор», «Свой дом – красный дом, или Дорога домой», «Денисолт», трилогия «В родном краю на родном языке» и другие.

Чеченский государственный драматический театр им. Ханпаши Нурадилова
Хава Ахмадова, художественный руководитель – директор театра, заслуженный работник культуры РФ, народная артистка Чеченской Республики с Дмитрием Родионовым, театроведом, главным редактором журнала «Сцена» и Борисом Морозовым, народным артистом России, театральным режиссером, актером, педагогом.

Трактуя происходящее, в своей искренней манере разъясняя и сигнализируя об угрозах сегодняшнего дня, о необходимости сохранения традиционных народных и общечеловеческих ценностей, Чеченский драматический театр на протяжении десятилетий стирает множество стереотипов, присущих разным поколениям, представителям разных культур, разных религиозных конфессий.

Театр солидарен с народом, он всегда был и будет служить людям. Именно в этом заключается его необыкновенная сила воздействия на зрителя, отвечающего творческому коллективу искренним, непритворным признанием. За свою тяжелую, девяностолетнюю историю театр пережил немало потрясений, тягот нескольких войн, массовых сталинских репрессий, но всегда восстанавливался как материально, так и духовно. Он являлся извечным примером, символом возрождения, мира, говоря со сцены о надежде, о будущей мирной жизни, исцеляя людей воспоминаниями о том, как много они пережили, но выжили. Чеченский театр является национальным, полностью идентифицируя свою языковую и традиционную принадлежность к культуре чеченского народа, но вместе с этим он всегда был и будет общенациональным именно благодаря своей понятной для представителей разных народов, безусловно, объединяющей идее мира, человеколюбия, милосердия, доброты, взаимопонимания и всего, что представляет собой цель человеческих стремлений.

Чеченский драматический театр

Чеченский драматический театр был основан в 1931 году. Спектакли неизменно пользовались огромным успехом у зрителя. В 1940 году труд Т. Батукаева, В. Вайнштейна, Б. Ильясова, О. Горчханова, Я. Зубайраева был отмечен званиями. Чеченский театр был вместе с многонациональной страной, когда прогремел набат и грянула Великая Отечественная война, большая часть мужского состава студии и театра добровольцами ушли на фронт. Из творческого коллектива были организованы три фронтовые бригады. За два с половиной года было дано более тысячи спектаклей. Но в 1944 году, пройдя Великую Отечественную войну практически до конца, имея за плечамии сотни имен погибших чеченских героев-освободителей, таких как Герой Советского Союза Ханпаши Нурадилов, доблестно воевавших в Красной армии и защищавших ценой своей жизни страну, чеченский народ попал под сталинские репрессии и несправедливо, жестоко, безжалостно был выслан в степи Казахстана, Киргизии, где в февральские морозы погибли тысячи детей, женщин, стариков. Вместе со всеми покинул родину и Чеченский театр, но не канул в безызвестности. В самое тяжелое для народа время он, не теряя веры, продолжал призывать к миру, взаимопониманию, великодушию и милосердию.

В конце пятидесятых чеченский народ был реабилитирован. Шли годы, были яркие периоды 1960-х, 1980-х, были трагичные события 1990-х, 2000-х, было время нового возрождения театра. Чеченский театр нашего времени – это большое число актуальных спектаклей и гастроли по всей стране.

Двери Чеченского театра всегда были и будут открыты для всех. Именно в национальном театре отражается мудрость народа, его радушие и гостеприимство. Гость в чеченской культуре имеет особый статус, к нему относятся как к знаку свыше, к благу, ниспосланному за усердие в соблюдении норм жизни и религии.

Всероссийский фестиваль национальных театров «Федерация»

Город Грозный Чеченской Республики является культурной платформой проведения Всероссийского фестиваля национальных театров «Федерация». На протяжении четырех лет – это одно из самых ярких событий в театральной жизни России, объединяющее тысячи  зрителей, сотни представителей национальных театров, лучшие спектакли и мероприятия. Как говорит руководитель театра Хава Ахмадова, «развивая театр сегодня, делая творческие и финансовые вложения в создание новых, современных спектаклей, мы создаем историю, будущее и одновременно наследие нашей культуры, которое не будет пылиться на полке, а будет служить дальнейшему развитию национального театрального искусства в грядущем, внесет свой самобытный вклад в единую театральную культуру».

cecensky teatr qr - Чеченский драматический театр – идентичность, традиции и мультикультурная интеграция

похожие статьи