Новый Шёлковый путь (Евразийский сухопутный мост) — станет транспортным маршрутом для перемещения грузов и пассажиров по суше из Китая в страны Европы и пройдет по Центральной Азии, России, Белоруссии, Европе. Морской маршрут проследует по Персидскому заливу…
Он станет масштабной перетряской инфраструктуры Центральной Азии и значительно расширит грузопотоки из Китая. Успешность тактики объединения и стабильности, единственно возможной на Шелковом пути, была доказана исторически. Перевороты, войны между народами привели его к закату, а мореплавание – к невостребованности. Последующие попытки возобновить маршрут без объединения на уровне регионов ни к чему не привели. Сейчас ситуация изменилась, появились крупные региональные объединения, такие, как ШОС, Евразийский экономический союз, БРИКС.
Более всего заинтересован в новом проекте, конечно, Китай – мировая фабрика шелка и много чего другого. Территории России и Центральной Азии, объединяющие в себе Запад и Восток — значимые для Китая транзитные артерии. Идею использования евразийского сухопутного моста для Центральной Азии в интересах экономики в Пекине начали рассматривать после распада СССР. Тогда же и началась планомерная работа — важно было не только выровнять внутреннюю экономическую ситуацию, но и подготовить коридор в Европу через Центральную Азию и Россию.
Пока непонятно, как Шелковый путь повлияет на Таможенный союз и ШОС. Многое зависит здесь от позиции Казахстана, регионального центра Средней Азии. «Великий Шелковый путь будет помогать всем нам больше друг друга знать и лучше жить», — сказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во время онлайн-беседы с китайскими пользователями Интернета. Назарбаев выразил заинтересованность в проекте.
А что Россия?
На древнем Шелковом пути Китай был единственным экспортером, остальные — рынком. Для нашего времени отношения стран отличаются стремлением, к взаимовыгодному сотрудничеству, к интеграции. На переговорах в Москве Китай впервые предложил России использовать инфраструктуру экономического коридора для торговых целей. Россия, видимо, получит доступ в порты на Новом Шелковом пути и примет участие в транзите товаров. Разумеется, таким образом КНР решает одну из важных задач – дать толчок для развития и включения в международную экономику западных территорий.
Россия на Новом Шелковом пути пока выступает только соучастником, поставщиком сырья, транзитером. Для развития в рамках «пути» необходима целостная стратегия. Правительственных, корпоративных планов отдельных компаний для этого не достаточно, требуется единый стратегический план. Благодаря Китаю у нас сформировался позитивный образ «шелкового» проекта, но реально позитивных моментов для России не много.
Си Цзиньпин озвучил несколько предложений по объединению будущего экономического пояса и ЕАЭС. Идея была поддержана В.В. Путиным. Президент РФ высказал мнение, что оба проекта в совокупности станут мощным импульсом для хозяйственной активности на территории Евразии. .
Евразийский сухопутный мост!
Но каковы перспективы этого грандиозного проекта в России? Можно смело утверждать, что проект Нового Шелкового пути будет способствовать увеличению торговых оборотов и развитию собственной как сухопутной, так и морской транспортной инфраструктуры России. Для этого необходимо создавать сопряженную инфраструктуру.
Подключение России к маршруту в целом зависит от степени развитости отечественной инфраструктуры железных дорог. Планировалось, что Новый Шелковый путь через Россию пойдет по Среднему, Южному Уралу и северным региональным территориям, где начинается стройка «Северного широтного хода» — железнодорожной магистрали протяженностью 707 километров в Ямало-Ненецком автономном округе. Рассматривается возможность продления магистрали через линию «Полуночное — Обская» до Казахстана и Китая. Северный Урал можно было бы интегрировать в «путь» по морю или по суше, но лишь выполнив условия по модернизации железнодорожной сети.
Уже поднят вопрос о модернизации БАМа и Транссиба, что позволило бы создать скоростную ж/д магистраль «Москва — Пекин», но требуются колоссальные деньги.
Эксперты-логистики продолжают просчитывать наиболее выгодные варианты трассы. Тем временем Китай уже основательно продвинулся в реализации базового варианта пути: Казахстан – Азербайджан — Грузия – Турция. Из Китая в обход территории России вышел тестовый контейнерный поезд Nomadexpress, прошедший 3500 км за пять суток — через Казахстан, Каспийское море — до станции Кишлы недалеко от Баку. Вторая трасса Нового Шелкового пути пройдет через Иран. Третья — по территории России (Казань — Москва — Санкт-Петербург) — только обсуждается. Между тем он более выгоден — короче других в два раза. Думается, в результате этот маршрут будет в конце концов задействован.
Направление «Казахстан — РФ — Белоруссия» для Китая наиболее выгодно, но Россия не присоединилась к концепции «Евразийского сухопутного моста» и отстаивает собственные интересы, связанные в ЕАЭС.
Впрочем, Китай рассматривает сразу несколько вариантов маршрута, как это было и в древние времена