Иволгинский дацан Бурятия как памятник культового зодчества

в Админ

После долгого перелета из «плюсовой» Москвы в Иволгинский дацан в Бурятии, объявление пилота о том, что в аэропорту Улан-Удэ раннее утро встречает температурой минус 39 градусов, огорошило. Уже на трапе нос защипало нещадно. Тут же вспомнилась армейская служба в Великом Устюге много лет назад. Отдельные зимние дни там бывали и до минус 45.

Вторым потрясением уже через несколько минут стало то, что снег, искрящийся и слепящий глаза в первых лучах солнца,  громко скрипел под ногами. И это снова вернуло в памяти то время, которое было когда-то…

Организаторы пресс-тура при знакомстве оглядели нас как туземцев, но не свысока, а с сожалением и доброй сочувственной улыбкой: «Что ж вы так не по нашей погоде одеты? Ой, померзнуть придется». Но забегая вперед, отмечу: не замерзли. Нас берегли и опекали, при первой же необходимости и возможности отпаивали настоящим бурятским чаем с молоком. Вот уж действительно живительная сила есть в этом чудо-напитке.

Иволгинский дацан в Бурятии как памятник культового зодчества

И вновь пригодились армейский опыт и закалка. А коллегам-девушкам пришлось труднее. Летели-то в ночь, а еще по пути местами было и «турбулентно»… Но уже в аэропорту предупредили, что время поджимает: нас – каждую «федеральную» пресс-группу – уже ожидали встречи на местах. Завтрак втиснули в 15 минут, коротко познакомили с программой, отвели пять минут на фотосессию у головы Ленина на площади Советов в самом центре Улан-Удэ. И в путь. Уже отъезжая от площади, узнали, что голова вождя – самая большая в мире. Память.

Иволгинский дацан в Бурятии

Ровнехонькая трасса вела нас в неизвестность. Кругом белым-бело. Мимо пролетают бескрайние поля, сменяющиеся холмами. А вот и предгорье с краешком тайги, излучина реки вдоль дороги, скованная до весны льдом. Поселки, перелески, деревни, мохнатые коровы на снежном выпасе, иногда и кони. Красиво и завораживающе. Нам – в диковинку, а местным – обыденно.

Иволгинский дацан в Бурятии культовое зодчество

Первый пункт остановки и знакомства был в Тарбагатайском районе. Один из районов Республики Бурятии с компактным проживанием семейских старообрядцев. Проживают они здесь уже более двух столетий, сохранив при этом свою духовность, культуру еще допетровских времен. Как и полагается, двуперстно крестятся в своей церквушке, в которой уже много лет несет службу протоиерей о. Сергий. С интересом посещают свой же «исторический» музей, уже много лет опекаемый батюшкой. А его сын Александр с удовольствием показывает всяк приезжим местные экспонаты – то, чем жили здесь люди, что им помогало в быту.

В населенных пунктах района что ни дом, то  красотища и диковинка. Деревянные окрашенные срубы, резные наличники на окнах, ровные заборы и массивные ворота. А вот и изба «историческая», все здесь как было раньше. Красный угол, печь, чугунки, ухват, сундук, стол, люлька, половики домотканые, даже зеркало серебряное прошлых веков…

Срубы старообрядцев в районе Бурятии

Созданный Любовью Федоровной Пластилиной «Центр старообрядцев» знакомит туристов с самобытным миром семейских. После экскурсии – пожалуйте к столу. В «меню» только «свои» блюда, рецепты которых передаются из поколения в поколение. Ну а какое застолье без обрядовой песни и пляски? Ансамбль местных бабушек то затянет многоголосьем длинную печальную песню, а то и заразит плясовой – не устоишь. И уж совсем по-деревенски, как на завалинке, зазвучат частушки про жизнь, печаль и радость, да и задиристые …  про любовь. И только строгий взгляд гида  Туяны Зондуевой возвращает вновь в реальность. Как говорилось в известном фильме: «цигель, цигель».

Старообрятцы в Тарбагатайском районе Бурятии

Переезжаем в Мухоршибирский район. Где-то в снегах, в предгорье, у самой кромки тайги приютился немногочисленный улус Зандин. Здесь нас ожидала встреча с совершенно мне незнакомой бурятской и буддийской культурой. Ее ожидание и трепет все возрастали. Дуган-храм, куда мы прибыли, поставлен на месте первого дацана самого большого бурятского племени хори. Нас согласно традиции встретили старейшины молоком в чашах-пиалах и вручили хадаки (ритуальный платок, один из символов буддизма). Затем мы стали участниками троекратного обхода ступы. Также посетили сам храм с разрешения старейшины улуса Юрия Гомбоева. Здесь собрались и местные жители, которые искренне интересовались целями нашей пресс-миссии… После взаимных добрых пожеланий наш путь пролег на самый юг – в приграничный город Кяхту.

Иволгинский дацан в Бурятии - Краеведческий музей

У самой российско-китайской границы (в начале XX века этот участок границы стал монгольским) еще в 1728 году возник купеческий городок. На Великом чайном пути. Отсюда чай распространялся дальше в Европу. Город даже считался чайной столицей России. Почти два десятка местных купцов по сегодняшним меркам были просто миллиардерами. Могли позволить себе практически все, в том числе выписать из «европ» даже рояль. Местные богатые красавицы одевались по последнему слову парижской моды, а в домах была сверхсовременнейшая мебель своего времени, изысканная утварь… Со всем этим в подробностях вы узнаете в местном «эрмитаже» – Краеведческом музее, хранящем дух истории приграничного города. Кстати, у местных пограничников есть свое поверье: если побывал в местном музее, то навсегда влюбишься в город и после службы непременно останешься здесь. Но интересны еще два факта, связанных с Кяхтой. Изысканнейший Воскресенский храм был построен на средства купцов. Как гласят дошедшие источники, они не жалели средств, даже когда строительство вышло за пределы первоначальной сметы. Но еще большей ценностью храма является место, на котором он построен. Его купола видны были за несколько десятков километров. Только представьте себе душевное состояние россиянина, увидевшего после долгого перехода из далекого Китая первые признаки родины…  По второй легенде, знаменитейшая Нижегородская ярмарка не начиналась до тех пор, пока не приходил чайный обоз из Кяхты. А с его прибытием чайная цена становилась основным мерилом ценообразования всей ярмарки.

Памятник Бестужеву в поселке Новоселенгинск…По бывшему когда-то Кяхтинскому тракту наш путь пролегал к другим точкам пресс-тура. Вот поселок Новоселенгинск. Среди его построек советского периода гордо выделяется дом-усадьба купца I гильдии Д.Д. Старцева. В нем 24 декабря 1975 года был открыт Музей декабристов, которые проживали в свое время в этих краях в ссылке. В 11 залах музея представлены экспонаты, так или иначе связанные с жизнью и деятельностью декабристов – братьев Николая и Михаила Бестужевых и Константина Торсона.

Дорога в Иволгинский дацан

По дороге в Иволгинский дацан в Бурятии нам рассказали, что встреча со святыней не предполагает спешки. Нужно собраться мыслями и пребывать только в хорошем настроении. Однако то ли силы природы, то ли святость местности, кажется, проверили нас на чистоту помыслов. Решив сократить путь, мы свернули с ровной глади асфальта. Укатанная снежная «грунтовка», попетляв между холмами, все-таки «посадила» нас в глубокий снег. Просто вперед-назад не дало никаких результатов, а еще больше закопало. Также волею неведомой силы в машине не оказалось даже детского совочка. Пораскопав вручную снег под колесами, продвинулись на сантиметры. И так несколько раз. Пока не «позаимствовали» у местного забора солидную жердину. Выбравшись снова на асфальтовое полотно, до самого места ехали молча. Очевидно, каждый копался в себе – все-таки к святыне нужно прийти с чистой душой.

Где находится дацан

Иволгинский дацан в Бурятии – административный центр Буддийской традиционной Сангхи России. Находится недалеко от села Иволгинск. Дацан был открыт в 1945 году как единственный буддийский духовный центр страны. Со временем при дацане был открыт Буддийский университет. Здесь ведется обучение хувараков-послушников. Алтари и интерьеры храмов комплекса украшают подлинные произведения искусства. Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества. Его комплекс представлен главным храмом «Согчен», храмами «Чойрындуган», «СахюусанСумэ», «Мааниндуган», «МайдаринСумэ», «Дэваажин», «Жуддуган», а также Дворцом Двенадцатого Пандито Хамбо ламы Даши-Доржи Итигэлова.

XII Пандито Хамбо лама Даши-Доржи Итигэлов – загадка ламы

Бурятский религизный деятель, один из выдающихся буддийских подвижников XII Пандито Хамбо лама Даши-Доржи Итигэлов в 1927 года сел в позу лотоса и, согласно буддийскому учению, погрузился в некое состояние, в котором он пребывает и теперь. В течение 75 лет он находился под землей, помещенный в кедровый куб в том же положении, в котором находился в момент ухода. 10 сентября 2002 года согласно завещанию тело Хамбы ламы было поднято и перенесено в Иволгинский дацан. И с тех пор он пребывает в своем Дворце, участвуя в молебнах.

…С трепетом в душе мы предстали перед Хамбо ламой Итигэловым, преподнеся в дар хадаки. Каждый обращался к нему со своими сокровенными мыслями, у каждого была своя причина в этом. Эта встреча и все увиденное в пресс-туре позволили расширить кругозор, ближе узнать бурятскую культуру, буддийские ценности. Теперь хочется снова вернуться  сюда, чтобы познать еще больше тайн и неизведанного.

В минус 39 ранним утром наш самолет стремительно набрал высоту. Мозг постепенно упорядочивал все увиденное и услышанное. В нагрудном кармане покоился оберег – аккуратно сложенный, завязанный узелками хадак от ламы Итигэлова. А до самой Москвы не было ни одной зоны турбулентности…

Камиль Миргалаутдинов
Москва–Улан-Удэ–Москва
(Фото автора).

похожие статьи