Коронавирус и театры России, оказавшиеся со всей страной в кризисной ситуации с введением режима изоляции из-за эпидемии.
25 марта Президент выступил с обращением к гражданам России в связи с распространением коронавируса и предложением самоизолироваться. Чтобы не допустить распространения коронавирусной инфекции в Москве на неделю раньше был введен режим повышенной готовности, и москвичи уже перешли в режим самоизоляции. Все культурные учреждения Москвы были закрыты в середине марта по приказу мэра города Сергея Собянина. У российских театров наступила длительная пауза: почти треть сезона прошла в изоляции. Сначала казалось, что это ненадолго, но постепенно стало понятно, что непредсказуемой ситуации конца не видно и что всем творческим коллективам надо срочно что-то придумывать, чтобы не впасть в депрессию и панику.
ЧТОБЫ ОСТАВАТЬСЯ СИЛЬНЫМИ, ТРУДНОСТИ НУЖНО ПРЕОДОЛЕВАТЬ НЕ В ОДИНОЧКУ, А СООБЩА
Одним из первых творить в изоляции начал
Московский театр «Современник».
18 марта, на третий день после объявления, что в связи с пандемией коронавируса театр не может играть спектакли, «Современник» запустил «антивирусный проект «Доктор Чехов». Соединение чеховского гения и таланта артистов позволило театру вдохновенно творить на протяжении почти четырех месяцев. «Доктор Чехов» и другие онлайн-проекты значительно увеличили аудиторию социальных сетей не только на пространстве бывшего СССР, но и таких далеких от Москвы стран, как Израиль, США, Перу и Новая Зеландия. Право использовать сделанное в этом проекте запрашивали педагоги русского языка и литературы со всего мира.
За это время было записано и показано 118 рассказов. В проекте приняли участие 47 артистов, режиссеров и даже один директор. Зрители восторженно отзывались о работе Марины Нееловой, Алены Бабенко, Виктории Толстогановой, Сергея Гармаша, Ольги Дроздовой, Ивана Стебунова, Гарика Сукачева, Чулпан и Шамиля Хаматовых и всех, кого смогли увидеть и услышать в этом проекте. 14 июля Московский театр «Современник» завершил антивирусный проект «Доктор Чехов».
15 апреля, в день рождения театра, «Современник» запустил onlinе-проект «Снова оттепель. Поэзия времени». Его инициатором стал сегодняшний художественный руководитель театра Виктор Рыжаков.
Одно из правил жизни «Современника» Галина Волчек – художественный руководитель театра на протяжении 48 лет – сформулировала так: «Чтобы оставаться сильными, трудности нужно преодолевать не в одиночку, а сообща».
Днем рождения театра его создатели считали первую встречу со зрителями – 15 апреля 1956 года, когда на учебной сцене Школы-студии МХАТ был сыгран первый спектакль. Это «Вечно живые», поставленные Олегом Ефремовым по пьесе Виктора Розова. Он начался ровно в полночь. И ровно в полночь 15 апреля только уже 2020 года на сайте театра стартовал проект «Снова оттепель. Поэзия времени». Более ста видео записано дома артистами «Современника». Здесь можно услышать стихи и прозу легендарного для истории и культуры страны времени. В театре выбрали именно эту тему для празднования дня рождения не только потому, что время создания театра пришлось на середину 1950-х. Внутренней темой обращения к этому времени стала уверенность, что после каждой холодной зимы обязательно наступает весна и начинается она с оттепели. В театре на Чистых прудах верят, что это время вот-вот наступит.
Театр «Современник» совместно с фондом «Живой» объявил сбор средств, которые пойдут на помощь врачам, сражающимся с COVID-19 в Кирилловской центральной региональной больнице Вологодской области и Симферопольской клинической больнице. На собранные средства фонд «Живой» оперативно и адресно закупит необходимые средства индивидуальной защиты и передаст их в эти больницы. «Современник» принял эстафету от коллег и друзей из Гоголь-Центра, а также непосредственно от организаторов акции – БДТ и журнала «Театр». Артисты делятся опытом докторов, их беспокойствами, сомнениями и надеждами. Эстафета #помогиврачам – уникальный шанс выразить не только свою благодарность врачам, но и еще раз напомнить всем, насколько важен их труд, и, главное, показать, что мы все вместе в этой невероятно тяжелой борьбе. Истории врачей прочитали: Марина Неелова, Лия Ахеджакова, Чулпан Хаматова, Виктория Толстоганова, Ольга Дроздова, Алена Бабенко, Анна Банщикова, Владислав Ветров, Светлана Иванова, Шамиль Хаматов, Никита Ефремов, Марина Хазова и другие.
9 мая 2020 года опубликовано видео «Голосами «Современника» о войне и мире», посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Герои «Вечно живых», «Эшелона» (спектакль Галины Волчек), «Из записок Лопатина» (постановка Иосифа Райхельгауза), «Мы не увидимся с тобой» (режиссер Валерий Фокин) говорят голосами артистов, некогда сыгравших в них. Олег Ефремов, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Юрий Богатырев, Алла Балтер, Геннадий Фролов, Людмила Иванова, Валентин Гафт, Константин Райкин, Марина Неелова. Важно, что авторы этих пьес – Виктор Розов, Константин Симонов и Михаил Рощин – знали, что такое война, не понаслышке.
Все записи можно найти на официальном сайте театра.
Приложим все силы, чтобы наладить
культурную жизнь столицы
О периоде самоизоляции и о жизни после коронавируса мы поговорили с директором Театра им. Вахтангова Кириллом Кроком:
– В этот период мы, как и многие театры, показывали спектакли в онлайн-режиме, но мы считаем нецелесообразным показывать спектакли текущего репертуара. В свободный доступ мы выкладывали только архив, а так у нас и до карантина существовала платная трансляция, к которой с удовольствием подключались зрители из самых разных городов и стран. На сегодняшний день ни у кого из театров (из того, что я видел) не существует стопроцентно качественных записей спектаклей, потому что видеозапись – отдельный вид искусства. В него нужно вкладываться, снимать специальные телевизионные киноверсии, которые нереально сделать за один вечер
У нас все, к счастью, живы-здоровы. Мы сохранили всем сотрудникам и артистам и даже занятым в репертуарных спектаклях студентам среднюю заработную плату, словно никаких недель простоя не существовало. Это стало возможным благодаря накопленным средствам. За последние шесть лет мы создали серьезный финансовый резерв. Благодаря зарубежным гастролям у театра есть валютный запас, который позволил вахтанговцам продержаться все это непростое время. Мы также благодарны Министерству культуры за поддержку. Но повторяю, что основную часть капитала мы заработали сами.
Самое сложное в новом сезоне, по нашему мнению, будет преодоление в людях боязни прийти в театр, ведь им почти три месяца внушали, что никуда не надо выходить из дома, что необходимо соблюдать социальную дистанцию. В нормальную жизнь нужно потихоньку возвращаться, и мы понимаем, что театр не будет первым местом, куда побегут. Мы обсуждали с директорами московских театров сложившуюся ситуацию, и все понимают, что не только психологически ситуация сложная. Коронавирус и театры в экономический кризис, вынужденные простои привели к материальным трудностям и потерям. Если люди будут вынуждены выбирать между хлебом и зрелищем, понятно, что они выберут хлеб.
Но мы приложим все силы, чтобы наладить культурную жизнь столицы. Придется очень осторожно подходить и к репертуарной политике, и к ценообразованию, и к количеству играемых спектаклей.
Мы не сидим сложа руки и помимо текущих творческих планов занимаемся большим проектом, который никто не отменял – 100-летие Театра им. Вахтангова, в который, в частности, входит: перевооружение исторической сцены театра, установка памятника Евгению Вахтангову, организация его дома-музея во Владикавказе.
В сентябре мы открываем новый сезон и с нетерпением ждем на спектакли наших любимых и верных зрителей.
Наши актеры тоже безумно скучают
по работе и по зрителям
Мария Ревякина, директор Театра Наций рассказала о жизни театра и работе Фестиваля «Золотая маска», генеральным директором которого является.
– Театр Наций выдержал самоизоляцию, как и все театры. Вся наша жизнь проходила в онлайне.
С 9 апреля театр в рамках проекта Сбербанка и мультимедийного сервиса OKKO «Искусство онлайн» начал бесплатный показ своих спектаклей. Первой для просмотра стала доступна постановка режиссера Максима Диденко «Идиот» по одноименному роману Ф.М. Достоевского. В роли князя Мышкина – Ингеборга Дапкунайте. Также на платформе OKKO (после согласования с авторами) представлены спектакли Руслана Маликова «Бросить легко», Андрея Могучего «Circo Ambulante» и Полины Стружковой «Детский сад стихов».
Проводили встречи наших артистов и режиссеров со зрителями: на наших страничках в соцсетях и канале YouTube публиковали видеоответы на вопросы зрителей. Также в соцсетях состоялся прямой эфир читки готовящейся премьеры «Горбачев» режиссера Алвиса Херманиса. Фрагменты из нее прочли Евгений Миронов и Чулпан Хаматова.
С 24 апреля Театр Наций запустил на своем YouTube-канале документальный сериал «Театральная перестройка», посвященный разным этапам и моментам своей биографии. О первых шагах нынешней команды, осуществленных почти 15 лет назад, о становлении и развитии театра (как историческое здание в Петровском переулке стало домом одного из лучших столичных театров) и секретах закулисья.
Мы не теряли связи со своим зрителем. Сейчас очень активно занимаемся рекламой и маркетингом и очень надеемся, что истосковавшиеся зрители придут к нам в сентябре.
Наши актеры тоже безумно скучают по работе и по зрителям. Надежды мы не теряем, работаем. Сейчас уже идут репетиции на малой сцене. Режиссер Олег Долин репетирует «Лекаря поневоле» Мольера, а с 1 августа на большой сцене начнутся репетиции тех премьерных спектаклей, которые мы не успели выпустить в этом сезоне. Тимофей Кулябин с Ингеборгой Дапкунайте готовят премьеру пьесы «Разбитый кувшин», а Евгений Марчелли репетирует «Страсти по Фоме», где роль Фомы Опискина сыграет Авангард Леонтьев.
С 23 июля открылась наша касса. 3 сентября мы надеемся открыть новый сезон.
О Фестивале «Золотая маска»
С 29 июля начались показы спектаклей фестивальному жюри. Нам придется уложиться в полтора месяца, а не в три, как обычно. Некоторые спектакли члены жюри поедут отсматривать на месте, так как сложно договориться о залах в Москве, когда все сроки позади. Онлайн-просмотры в данном случае исключены, поскольку театр – искусство живое, и жюри должно быть максимально объективным.
Самое главное, что Фестиваль непременно состоится.
В театре главное – люди,
причем в первую очередь это артисты и зрители
МХТ им. Чехова закрыл 122-й сезон. «Он получился короче, чем хотелось бы и театру, и зрителям», – говорит первый заместитель художественного руководителя – директора МХТ им. А.П. Чехова Марина Андрейкина: «Трудно сейчас подводить итоги, оценивая, как театр пережил пандемию. Это будет понятно, когда откроется сезон. По нашим текущим оценкам, 3,5 месяца отсутствия проката во время пандемии могут привести к падению собственных доходов за 2020 год почти наполовину.
Были отменены спектакли и, что очень важно, осенью, очевидно, сезон не начнется полноценно, даже если нам разрешат продавать билеты на весь зал, потому что нет гарантии, что люди захотят активно посещать публичные мероприятия, спрос пока робкий.
Сокращение доходов связано и с отменой практически всех гастролей, и с другими, вызванными пандемией, потерями. Финансово театр очень остро ощущал карантин: мы были лишены собственных доходов, которые составляли половину нашего бюджета, ежемесячно недополучая 50 –60 млн рублей.
Надо поблагодарить Министерство культуры, которое смогло в ответ на наши обращения отстоять интересы отрасли в Правительстве: федеральным учреждениям культуры выделили дополнительные средства на поддержку уровня оплаты труда. Нам удалось финансово поддерживать всех наших сотрудников – ни у кого нет падения доходов в 30%. Службы, которые работали и в карантин, не потеряли вообще ничего.
МХТ – это огромный имущественный комплекс, памятник федерального значения. Невозможно закрыть такой театр на карантин, просто повесив амбарный замок на двери. Все это время работали дежурные службы, обслуживающие здание и оборудование, охрана. Приходили наши хозяйственные подразделения, регулярно проводившие уборку и дезинфекцию. А для поддержания жизнеспособности огромного коллектива на удаленке и не только продолжали работать сотрудники бухгалтерии, юристы, закупщики, снабженцы, администрация.
В театре главное – люди, причем в первую очередь это артисты и зрители. Для труппы самым сложным оказалось не выходить на сцену, не встречаться с публикой. К сожалению, заполнить все время онлайн-репетициями возможности не было. Но поскольку Интернет остался единственным местом встречи театра и его зрителей, на время пандемии мы направили творческие силы сюда и обеспечили нашу публику разнообразнейшим качественным контентом.
Тем не менее театр – это живое искусство, живой энергообмен. Заменить реальный театр никакой онлайн-активностью невозможно. Поэтому мы с нетерпением ждем 7 сентября, когда планируем открыть новый театральный сезон».
Всем известные обстоятельства помешали театру выпустить три премьеры: «В окопах Сталинграда» в постановке художественного руководителя МХТ Сергея Женовача, «Ювенильное море» Натальи Назаровой и «Месяц в деревне» Егора Перегудова. Их выпуск перенесен на следующий сезон. Но и за это время вынужденной тишины театр многое успел.
Создан онлайн-журнал в соцсетях с постоянными рубриками. Много интересного нашлось в архивах. Зрители увидели уникальную фотохронику и рассказы о примечательных случаях из истории Художественного театра и его людях.
Опубликованы рецензии на лучшие книги из многотомной мхатовской онлайн-библиотеки, составленной Анатолием Мироновичем Смелянским.
Стали достоянием огромной аудитории материалы об особенностях здания МХТ архитектора Федора Шехтеля.
В течение двух месяцев ежедневно выходил «Наш ответ карантину». В нем артисты рассказывали о своей жизни в условиях самоизоляции. В рамках ежедневной поэтической рубрики «Круг чтения/Прикосновение» звучали стихи современных поэтов. Организовала и воплотила это Марина Брусникина.
Каждый вечер можно было стать зрителем легендарных постановок МХТ, лекций, встреч, поэтических вечеров.
В это время «Мхатовские пятницы» с Вадимом Верником также перешли в онлайн.
Актеры МХТ во главе с Константином Хабенским объединились в «Мужской хор творцов имени Гагарина» и учредили денежную «Гагаринскую премию», чтобы помочь ветеранам и сотрудникам театра во время карантина. Группа «Сладкий мед», всегда блистательно выступавшая на мхатовских капустниках, вышла в сеть с дебютным альбомом «Самоизолейшн хитс».
Понемногу, постепенно, с соблюдением всех санитарных норм –
будем возвращаться к жизни
Коронавирус и театры: когда в период самоизоляции были вынуждены прекратить свою работу – отменить показ спектаклей и приостановить на неопределенный срок уже начатые репетиции – конечно, стал для всех очень тяжелым испытанием. Московский театр «Мастерская Петра Фоменко» – не исключение.
К моменту объявления карантина уже был фактически готов спектакль Ивана Поповски «Молли Суини» по Брайану Фрилу. Но удалось сыграть только два генеральных прогона, приглашая по 50 человек и рассаживая в шахматном порядке. Полным ходом шли репетиции Дмитрия Крымова, который работал над спектаклем «Моцарт. Don Giovanni» и Полины Агуреевой, которая взялась за «Сказки 1001 ночи». Все эти работы, естественно, были остановлены.
Когда стало понятно, что театр будет вынужден закрыть свои двери для зрителей на неопределенный срок, то, как и почти все другие театры, перешли в онлайн-режим. Но в театре решили, что трансляция спектаклей текущего репертуара – не их путь. Исключение сделали только для «Алисы в Зазеркалье», которую показали совместно с образовательным порталом Учи.ru.
Был придуман проект «Внеклассные чтения», в рамках которого актеры Мастерской читали свои любимые произведения. Это были стихи, басни, рассказы, отрывки из романов; актеры пели и даже танцевали. Полная свобода творчества и самовыражения. В рамках этого проекта были представлены и две большие работы: участники спектакля «Проклятый Север» прочитали «Северный дневник» Юрия Казакова; а актеры, занятые в спектакле «Рыжий», – «Роттердамский дневник» Бориса Рыжего.
Совместно с Яндекс.Эфир театр провел трансляции двух архивных спектаклей – «Три сестры» и «Двенадцатая ночь». Были сделаны две новые работы: Евгений Борисович Каменькович и актеры Мастерской представили зрителям пьесу «Выбрать троих» Дмитрия Данилова и неоконченную пьесу Арсения Фарятьева «Королевство кривых». Обе работы сделаны в формате ZOOM. И сейчас их можно увидеть на странице театра. Будут ли они иметь продолжение – сейчас сложно сказать. Но и такой опыт работы у театра теперь есть.
Здесь не был устранен сбор труппы на закрытие сезона в онлайн-режиме. Театр ушел в отпуск и вернется к работе 2 августа. Возобновятся репетиции. Сбор труппы должен состояться как обычно – в стенах театра, в сентябре.
Конечно, вынужденный простой, невозможность играть спектакли сильно повлияли на театр. Отмена спектаклей отразилась на финансовом состоянии театра – это безусловные потери. Сдвинулись даты выхода уже почти готовых проектов. Отменены или перенесены гастроли. Но здесь надеются наверстать все в новом сезоне. Главное, что ни один сотрудник не был уволен и все ждут возвращения Домой, в театр. Так что понемногу, постепенно, с соблюдением всех санитарных норм будет возвращаться к жизни.
Театр без зрителя невозможен
За время самоизоляции Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского ежемесячно терял до полутора миллионов рублей от продажи билетов и не встречался со своими зрителями, которых насчитывалось по четыре с половиной тысячи человек каждый месяц.
Как и большинство театров, во время пандемии театр выкладывал записи спектаклей в Интернет, читали стихи, а также сказки на ночь, писали в соцсетях и на сайте о жизни театра. Сначала посещений было очень много, потом меньше.
Люди устали. Все ждут, когда можно будет играть спектакли вживую, ведь театр без зрителя невозможен. Театр – живое искусство. Это здесь и сейчас, а не запись.
Сотрудники театра уже активно репетируют. Кстати, преимущество теперешних репетиций в том, что актеры не отвлекаются с репетиций на спектакли.
Конечно, восстановить ущерб от пандемии вряд ли теперь возможно: спектакли не состоялись – это уже упущенная выгода. Безусловно, театр получал помощь из областного бюджета, иначе было бы просто не выжить. В новом сезоне, здесь надеются, что зритель в театр все равно вернется. Возможно, поначалу меньше обычного. Пока здесь не знают как быть со сказками, ведь детям запретили посещать театр до конца года.
Театр – это по-прежнему один из самых
актуальных жанров искусства
Сергей Самодов, директор Архангельского театра драмы имени М.В. Ломоносова:
– Кризисная ситуация, которую мы пережили, с одной стороны, стресс, с другой – возможности для роста. С одной стороны, все театральное сообщество смогло оценить, насколько с точки зрения инструментария оно соответствует цифровому миру, который ранее больше игнорировало, чем принимало, с другой – театры смогли выйти за пределы определенных клише.
Как только ограничения коснулись и театров в Архангельске, мы приняли решение максимально сохранить присутствие в онлайне. Так, премьера спектакля «Пряслины» состоялась в прямом эфире. Без зрителей в зале, зато с почти 80-тысячной аудиторией по всему миру.
Телеверсии спектаклей мы снимали и ранее, поэтому организационно нам не составило труда заключить там, где требовалось, допсоглашения с авторами на возможность трансляции или доступа по запросу к видео. В результате мы проводили регулярные показы телеверсий постановок на сайте театра, в официальной группе в ВК и на YouTube-канале. Были даже отдельные серии ретро-трансляций – показы спектаклей, которые уже вышли из репертуара театра. Кроме этого более 550 тыс. просмотров собрали наши спектакли в рамках федеральной программы «Большие гастроли онлайн», в том числе на ресурсах телеканала «Культура» и ТАСС. Восемь спектаклей мы разместили на платформе OKKO – за три месяца почти три тысячи просмотров. Мы сразу приняли решение, что все показы будут бесплатными для зрителей, чтобы у людей была возможность сохранить связь с театром, с искусством. Лояльность архангельских зрителей от этого только возросла. Мнение, что онлайн-показы могут в дальнейшем повлиять на заполняемость зала, для меня не совсем состоятельно. Во-первых, была весна, летом будет традиционный перерыв, а осенью люди, соскучившиеся по театру, вообще по способу жизни вне пандемии, с радостью пойдут на спектакли. Во-вторых, многие зрители смотрели спектакли, на которые уже ходили ранее. В-третьих, было очень много зрителей из других регионов и стран, которые открыли для себя наш театр. Наконец, отдельная категория людей нашей территории, которые почти все время проводят в сети, – они открыли для себя театр и, возможно, после нашего «выхода в онлайн-свет» решат познакомиться с театром не цифровым, а «аналоговым» путем. Мы получили много сообщений, что зрителям не совсем удобно смотреть спектакли бесплатно. В результате был разработан модуль для добровольных пожертвований на сайте. Как показал опыт, это популярный сервис (самое крупное пожертвование было – 5000 рублей). Кроме того, был доработан функционал для проведения прямых трансляций и предоставления возможности смотреть прямой эфир и в дальнейшем монетизировать это театру.
Главный режиссер театра Андрей Тимошенко инициировал с актерами «Коронавирусные чтения». В формате сторителлинга актеры рассказали новеллы «Декамерона», истории А.П. Чехова.
Некоторые артисты раскрылись по-новому: кто-то делал кукольную постановку, кто-то рисовал почти мультфильм, кто-то сочинял песню. Также в ZOOM артисты провели читку пьесы Жан-Поля Сартра «За закрытыми дверями».
Онлайн-опыт будет систематизирован в одном из разделов сайта.
Вечером режиссеры и артисты выходили на связь на нашем Instagram-аккаунте.
Уверен, что такой подход позволил укрепить связь труппы со зрителями.
Также онлайн-проекты имели и педагогическую задачу – тренировку актерских навыков. Новые условия стимулировали развитие творческого подхода в решении режиссерских задач.
За время изоляции наш театр стал участником многих онлайн-челленджей и марафонов, например, #парадхитов «Театрума Терезы Дуровой» или мероприятий ко Дню русского языка, к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Конечно, период, который все мы прошли и пока еще проходим, можно рассмотреть через призму финансовых потерь. Это и возврат билетов, и недополученная прибыль в несколько десятков миллионов рублей. Это и психологическая встряска. Но нельзя упускать из виду и то, что мы смогли получить: новых зрителей за пределами Архангельской области, расширение знакомств среди театральных продюсеров, более тесную связь с нашим родным архангельским зрителем, расширение своего инструментария, чтобы быть актуальными в обновляющемся мире, чтобы максимально пользоваться возможностями новых технологий; новый творческий опыт. Конечно, выход театров в онлайн никогда не заменит настоящего живого театра с его дыханием. Хотя онлайн – это по сути тот же site-specific-формат. Умелое использование ресурсов Интернета уже сейчас помогает нам в позиционировании, работе по маркетингу. Несомненно и в пропаганде/продвижении театра на terraincognita, территории, где до этого к театру стереотипно относились как к чему-то архаичному, где его априори исключали из своей жизненной повестки. Самое важное – театральное сообщество в целом показало готовность оперативно реагировать на вызовы, доказало, что театр – это по-прежнему один из самых актуальных жанров искусства.
Новые онлайн-проекты,
новый худрук, новые планы старого театра
Светлана Журавлева, заместитель директора Астраханского драматического театра:
– В апреле коллектив Астраханского драматического театра в связи с эпидемиологической ситуацией перешел на новый формат работы. Встречи со зрителями проходили виртуально на страницах социальных сетей и на сайте театра.
«Самая сложная роль» – первый онлайн-проект, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (в него вошли 8 серий документальных повествований из биографий известных актеров-фронтовиков).
Также велись онлайн-трансляции спектаклей на YouTube-канале театра.
Театр принял участие в крупнейшей федеральной акции – «Театральный батальон», проводимой МХАТ имени М. Горького (44 региона России предоставили свои видеоматериалы). Участие в федеральной программе «Большие гастроли. Онлайн» – состоялись показы лучших постановок.
Трансляция спектакля «Герой нашего времени» по роману М. Лермонтова набрала рекордные 400 тысяч просмотров.
210-й юбилейный сезон был досрочно закрыт, но работа была продолжена на страницах социальных сетей и на сайте театра. Вышел новый онлайн-проект «Любимые роли любимых актеров» – виртуальные встречи с театром, в которых актеры читали монологи, исполняли самые яркие сцены из спектаклей, актуальные в современной ситуации.
В мае театр принял участие и даже стал лауреатом онлайн-фестиваля «Театральный круг». Этот первый международный театральный фестиваль был организован Липецким академическим театром драмы им. Л.Н. Толстого. Астраханский драматический театр был отмечен в номинациях – лучший спектакль и лучшая женская роль.
В начале июля на встрече труппы министр культуры и туризма Астраханской области Ольга Прокофьева представила коллективу нового художественного руководителя – режиссера, заслуженного артиста России Александра Огарева (г. Москва).
Труппа продолжает работу в онлайн-проектах. В августе в социальных сетях актеры представят рассказы, раскрывающие тайны закулисной работы – «От костюма к образу». В театре сейчас на всех площадках идут съемки документального фильма «Зеркало сцены», посвященного его 210-летию. Возобновились репетиции премьеры – комедии абсурда «Случаи» по произведениям Даниила Хармса (режиссер – Алексей Матвеев). Она станет первой премьерой нового сезона, открытие которого запланировано на 11 сентября. Сезон начнется с фестиваля «Ханфест», который по традиции проводили в конце сезона, но из-за особой ситуации событие было перенесено. И главное событие – в августе актеры выйдут на сцену! Будет открыта летняя площадка в театральном дворике. Астраханцам покажут популярные комедии, сказку, состоятся творческие встречи с актерами театра.
«Большие гастроли онлайн» объединили
абсолютно разные театры и зрителей
26 марта 2020 года стартовал уникальный виртуальный гастрольный тур России «Большие гастроли онлайн». Он был организован Федеральным центром поддержки гастрольной деятельности Минкультуры России. В связи с отменой программы «Большие гастроли» Федеральный центр обратился ко всем театрам и сформировал программу из ежедневных онлайн-трансляций видеозаписей лучших спектаклей. Часть трансляций была организована в формате прямых включений, в которых актеры играли на сцене в пустых залах, без зрителей.
По словам Елены Булуковой, генерального директора и организатора проекта Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ, «главное достижение «Больших гастролей онлайн» – в тяжелый период самоизоляции театры консолидировались и вышли на орбиту многомиллионных просмотров спектаклей. В полный карантин через онлайн-технологии смогли получить «живой» отклик, обратную связь с постоянной публикой и, более того, привлечь новых зрителей. И даже если из ста тысяч «случайных» зрителей лишь пять процентов посмотрели наш спектакль от начала до конца, то это означает, что пять тысяч человек гарантированно увидели постановку за вечер. Поэтому можно с уверенностью сказать – «Большие гастроли онлайн» вышли за границы театральных залов в прямом эфире навстречу новому зрителю – пользователю Интернета…».
Зрителями проекта стала вся страна и не только. Взрослые и дети каждый день из любой точки страны и за ее пределами могли увидеть постановки в прямом эфире LIVE на официальных web-каналах «Больших гастролей» (в Facebook, VK, Одноклассниках, в YouTube, а также на сайте БольшиеГастроли.РФ в разделе ONLINE).
В итоге за период с 26 марта по 12 июля «Большие гастроли онлайн» увидели более 25 миллионов интернет-зрителей. За 104 дня непрерывных интернет-трансляций было показано 109 спектаклей региональных и ведущих театров России, а также русскоязычных театров ближнего зарубежья. Виртуальный гастрольный тур за четверть года охватил половину страны – 47 регионов, включая русские театры соседних стран: из Алматы (Казахстан), Сухума (Абхазия), Ташкента (Узбекистан), Минска (Беларусь).
В проекте приняли участие 79 театров из 51 города. «Большие гастроли онлайн» протянулись от Калининграда на западе до Хабаровска на Дальнем Востоке, от Архангельска на севере до Астрахани на юге.
Благодаря федеральным партнерам проект получил самое широкое освещение и вывел театры на орбиту сотен тысяч просмотров за один спектакль. Параллельно в формате стриминг-вещание были организованы показы в web-каналах многочисленных СМИ (более 20 порталов). ТАСС, Телеканал «Россия-Культура», КудаGo, Культура РФ, МТРК Мир, Радио Джаз, интернет-издание Театрал-онлайн, КоммерсантЪ-онлайн, «Культурный сезон на ОТР», онлайн-кинотеатр Окко, телеканал Просвещение, Ваш Досуг, Отдых с детьми – ОSD и другие. Охват некоторых СМИ за весь период трансляций достигает от нескольких десятков тысяч до миллионов просмотров в интернет-каналах: KudaGo – 3 392 665, ТАСС – 1 482 655, Телеканал «Россия- Культура» – 1 441 681, «Мир 24» – 45 080.
Аудитория одной трансляции «Больших гастролей онлайн» оказалась равна посещаемости театра за сезон из тысячи аншлагов на родной площадке. Например, 10 000 зрителей за один прямой эфир спектакля «Можно попросить Нину?» Московского областного государственного театра кукол, зал которого вмещает всего 50 мест. «Приключения Ашота-бедняка» Бурятского республиканского театра кукол «Ульгэр» охватил 428 712 зрителей, а это значит, что в зале на 200 мест этот спектакль с аншлагом нужно было сыграть 2 144 раза. Или «Колобок» Большого театра кукол Санкт-Петербурга (зал на 56 мест) собрал в «Больших гастролях онлайн» около 3000 аншлагов за одну трансляцию с охватом 164 341 просмотр.
Александр Калягин, народный артист РСФСР, председатель Союза театральных деятелей РФ, в благодарственном письме отметил проект: «С восхищением я наблюдаю, как вы в сегодняшних тяжелейших условиях карантина, в который погрузился весь мир, делаете так много важного и необходимого, чтобы театральная жизнь страны окончательно не заглохла. Ведь очевидно, что театры наиболее болезненно проживают эти дни самоизоляции, лишившись самого главного – живого общения со зрителем.
Но та обширная программа спектаклей разных театров в режиме онлайн, которую вы нам всем предложили, дает театрам возможность, пусть виртуальных, но все-таки встреч со зрителями. И в этом общении тоже есть свои плюсы – огромный охват зрительской аудитории…»
Жанровая палитра проекта оказалась интересна самому широкому зрителю любого возраста. Программа включала драму, детско-юношеские спектакли, постановки театров кукол, балет, оперы, мюзиклы, гала-концерты, читку пьесы и премьеру онлайн-экскурсии по музею Театра Образцова. Серии трансляций осветили важные юбилейные и исторические события страны, общественно значимые календарные даты. Среди спецпоказов: «75 лет Победе – Театр военных действий», Неделя национальных театров, Неделя музыкальных театров, Навстречу Международному дню защиты детей, Неделя русского языка (спектаклей по русской классике), Неделя зарубежной драматургии, Навстречу Дню молодежи в России, «Летний калейдоскоп».
«Большие гастроли онлайн», более чем на 80% состоявшие из показов спектаклей региональных театров, объединили абсолютно разные театры и зрителей, находящихся на противоположных концах страны. Публика, каждый день «путешествуя» с гастролями-онлайн из города в город, получила доступ к новым уникальным постановкам, открыла имена новых артистов совсем незнакомых и малоизвестных театральных коллективов, которые, зачастую, знала лишь по названиям.
В едином культурном пространстве «Больших гастролей онлайн» выступили на одной виртуальной сцене театры как малоизвестные, так и выдающиеся, исторические. На практике оказалось, что в интернет-зале «Больших гастролей онлайн» все театры равны: и тысячный зал, и площадка на 50 мест.
Больше всего зрителей оказалось у следующих театров и спектаклей:
- Московский театр «ЕТ СЕТЕRA» п/у А. Калягина, спектакль «Сердце не камень»,
- Московский областной театр кукол, «Можно попросить Нину?»,
- Малый театр России, «Васса Железнова. Первый вариант»,
- Московский театр «Геликон-Опера», «Диалоги Кармелиток»,
- Тверской театр юного зрителя, «Тайм-аут»,
- Омский театр куклы, актера, маски «Арлекин», «Руслан и Людмила»,
- Оренбургский театр драмы им. М. Горького, «Капитанская дочка»,
- Саратовский театр оперы и балета, «Вешние воды»,
- Иркутский театр кукол «Аистенок», «Приключения Буратино»,
- Свердловский театр драмы, «На всякого мудреца довольно простоты».
Перед показами спектаклей транслировалась подборка видео, в которой к зрителям и коллегам по цеху обращались со словами поддержки директора и режиссеры театров-участников. Вот некоторые отзывы участников проекта.
Григорий Лифанов, режиссер, художественный руководитель Екатеринбургского ТЮЗа:
«Уникальную возможность для театров не только не терять связь со зрителем, а еще и привлекать новую аудиторию, не ограниченную географическими границами, предоставила программа «Большие гастроли онлайн».
Валерий Баджи, главный режиссер Московского детского камерного театра кукол:
«Каково это – играть на пустой зал? Конечно, театр без зрителя – не театр, но в данной ситуации, которая сложилась, это, конечно же, большой выход. Мы все равно пришли к нашему зрителю, пускай через экраны компьютеров, но тем не менее мы были с ним! В первую очередь нас посмотрела та аудитория, которая живет не в нашем городе, и те люди, у которых просто нет возможности прийти в театр…»
С первого дня введения режима самоизоляции коронавирус и театры в трансляциях «Большие гастроли онлайн» к зрителям и коллегам обратились звезды российской сцены и деятели театрального искусства: Алла Демидова, Вера Васильева, Светлана Немоляева, Евгения Симонова, Сергей Безруков, Виктор Рыжаков, Нонна Гришаева, Сергей Гармаш, Игорь Петренко, Ольга Лерман, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Игорь Верник, Максим Матвеев, Дмитрий Бертман, Дмитрий Трубочкин, Юрий Бутусов, Евгений Князев, Евгений Писарев, Константин Райкин, Георгий Исаакян, Владимир Скворцов.
Проект не только оказал моральную, рекламную поддержку театрам, но также предоставил компетенцию при согласовании авторских прав, обеспечил решение всех финансовых и организационных задач для проведения прямых эфиров спектаклей из пустых залов театров.
В своем видеообращении Дмитрий Бертман, народный артист России, художественный руководитель Московского музыкального театра «Геликон-опера», отметил:
«В условиях этой дистанции, на которую нас посадила пандемия, именно благодаря проекту «Большие гастроли» Министерства культуры Российской Федерации мы смогли встретиться с сотнями тысяч зрителей за один показ на платформе как раз «Больших гастролей». И сейчас получается, что это ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ ГАСТРОЛИ, а не просто «Большие гастроли». Это фантастика, когда практически за один показ спектакль смотрит то количество людей, которое смотрит в театре за сезон! И конечно, я думаю, что в дальнейшем нам, театрам, и Министерству культуры, и департаментам культуры разных городов, надо думать, как сделать так, чтобы профессиональная запись спектаклей была частью нашего госзадания. Чтобы мы знали, когда выпускаем спектакль, мы делаем еще и телевизионную версию – профессиональную, многокамерную, со звуком. Это нужно не только для таких форс-мажоров, которые случились сейчас, это нужно как фонд, Золотой фонд культуры. Это фонд такой же, как газ, как нефть, это то же самое…»
12 июля 2020 года проект завершил первый сезон первого Всероссийского виртуального гастрольного тура «Больших гастролей онлайн». С 18 июля «Большие гастроли онлайн» перешли в еженедельный режим и будут транслировать спектакли по субботам в программе «Выходные с Большими гастролями онлайн». Каждый субботний вечер интернет-зрителей ждут новые театральные открытия.
Всему миру досталось во время пандемии: страдали, болели и умирали люди. Коронавирус и театры когда в это время почти каждого коснулся тяжелый финансовый кризис. Но, как и во время войны, люди, несмотря ни на что, остаются людьми. Наперекор древнеримской поговорке: «Когда говорят пушки, умолкают музы» – даже в годы суровых испытаний, в годы Великой Отечественной войны музы не молчали, они вели в бой, они становились оружием, вдохновляли солдат на подвиги. И сейчас, во время вынужденной самоизоляции, очень многим помогло искусство, в частности, театральное. Это было время, когда зритель, как никогда, мог вплотную общаться с любимыми артистами, смотреть и пересматривать любимые спектакли. Во всем плохом нужно всегда уметь видеть что-то хорошее.
Лариса Каневская