«Культура 2.0» – выездная программа специального дискуссионного проекта Санкт-Петербургского международного культурного форума о технологиях в культуре. Открытый лекторий прошел в Нижнем Новгороде при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
В преддверии Общероссийского дня библиотек Открытый лекторий решил поднять один из самых актуальных вопросов: как библиотечным проектам привлекать коммерческих партнеров и как работать со спонсорами, чтобы обе стороны были довольны результатами? Рассказать о том, какие наработки и лучшие практики существуют сегодня в партнерских взаимоотношениях, а также показать, что конкретно могут внедрить у себя библиотеки, «Культура 2.0» пригласила известного эксперта с 12-летним опытом работы в области спонсорства Евгению Мальцеву (Москва). Евгения – член Европейской спонсорской ассоциации (ESA) и основатель компании Sponsor Consulting – подготовила свой мастер-класс «Партнерство и спонсорство проектов и программ в библиотеке» на предварительно собранных кейсах и вопросах от представителей библиотечного сообщества. Поэтому участники получили максимум пользы от ее выступления, а в дополнение – презентацию, где все советы и примеры собраны в наглядном, понятном и удобном виде (ее можно скачать здесь).
Что важно понимать, чтобы выстроить успешное партнерство с компаниями и организациями? Правила универсальны: досконально знать свою аудиторию (и поэтому представлять, каким спонсорам она может быть интересна), прогнозировать, каких целей партнер может достичь благодаря сотрудничеству (то есть зачем оно ему) и понимать, как донести свои идеи до тех сотрудников, кто реально принимает решения.
Как это реализовать от самого первого шага – поиска потенциального партнера и «продажи» идеи, до последнего – отчетности по проекту, на что обращать внимание, какие тренды сейчас актуальны для коллабораций с коммерческими брендами и организациями – об этом Евгения подробно рассказала на мастер-классе.
«Партнерство – это решение задач того, с кем вы начинаете сотрудничество, – подчеркнула Евгения. – В этом его отличие от меценатства: если меценатство – это благотворительная поддержка проектов, не требующая ничего взамен, то спонсорство – это всегда решение конкретных задач: маркетинговых, репутационных, социальных и других. То есть через ваш проект – территорию вашей организации, книжный фестиваль, творческую лабораторию и так далее – у партнера появляется возможность продвижения своих товаров и услуг, а также усиления эффекта от своих социальных программ, например, таких, как повышение доверия сотрудников к бренду работодателя – кстати, тема номер один сейчас».
Участники мастер-класса получили не только новые знания и познакомились с опытом системной работы по привлечению партнеров и спонсоров, разработки интеграций и подготовки отчетности, но и закрепили полученную информацию в процессе подробного разбора кейсов, которые эксперт получила от работников отрасли до мероприятия.
18 мая, в Международный день музеев, ведущие музейщики собрались на дискуссию «Музейное гостеприимство», чтобы поделиться опытом во внедрении технологий работы с посетителями и получить советы коллег. Гостеприимство традиционно ассоциируется со сферой туризма и гостиничным бизнесом, но музеям есть что позаимствовать из этой практики. Сейчас все больше музеев понимают, что одна из важнейших задач их работы (и залог роста посещаемости, что немаловажно) – формирование позитивных впечатлений и нового опыта у посетителей. А в этом, как известно, важна каждая деталь: от того, есть ли в музее пандусы для маломобильных групп населения, до таких прозаических вещей, как чистота в туалетах и наличие буфета. И музейное гостеприимство становится эффективной технологией, позволяющей поднять работу с аудиториями на качественно новый уровень.
«Культурное наследие – основная ценность, которую хранит музей. Нам важно делиться наследием с нашим посетителем и сделать все для того, чтобы оно было доступно людям как можно дольше, – рассказала о ключевых векторах сегодняшнего развития музея Марина Потанина, начальник отдела гостеприимства, сервиса и обслуживания посетителей музея-заповедника «Царицыно» (Москва). – Культура участия, партиципаторность, – это вектор, который помогает сделать так, чтобы в процессах, которые происходят в музее, принимали участие самые разные группы и сообщества людей. Именно это делает музей по-настоящему живым. Инклюзия – это философия и инструмент, который позволяет каждому принимать участие в жизни музея. Можно сказать, что благодаря инклюзии культура участия может быть реализована на практике в полной мере. В Царицыне мы понимаем инклюзию широко, не ограничиваясь работой с посетителями с разыми формами инвалидности. И наконец, музей как место встречи очень разных людей должен предлагать не только инструменты, делающие комфортным пребывание этих разных групп, но и объединять их во взаимообогащающей коммуникации. Именно это объединение на базе интереса к общему культурному наследию развивает и музей, и посетителя, создавая модель устойчивого развития институции в целом».
«Для нас важно, чтобы все экспонаты можно было трогать, – поделился Сергей Несвицкий, руководитель отдела предоставления услуг Музея транспорта Москвы. – Мы приняли такое политическое решение. Инклюзивные программы у нас уже работают, и сейчас мы думаем о когнитивной доступности. Когнитивная доступность нужна для того, чтобы экспонаты или даже выставки были интуитивно понятны и интересны, даже если нет рядом смотрителя. У нас вот такая концепция».
«Как мы обозначили для себя гостеприимство нашего музея? – продолжила Марина Зацепина, руководитель отдела по связям с общественностью музея «Новый Иерусалим» (Москва). – Прежде всего, мы поняли, что люди не едут к нам на одну выставку – это далеко от Москвы и накладно. Как правило, к нам едут на весь день, значит, нам нужно предоставить помимо основной выставки что-то еще. Поэтому у нас всегда есть сопутствующие выставочные проекты, концертная площадка, детский центр. Мы всегда заботимся, чтобы посетитель, приезжая к нам, этот день проводил с комфортом. Стараемся работать над комплексным впечатлением, создавать инфраструктуру. Помимо этого, мы работаем со своими сотрудниками: проводим курсы клиенториентированности, у нас существует отдел гостеприимства – сектор по работе с посетителями, созданный недавно. 42 человека из 200, работающих у нас, состоят в этом секторе. Удаленные музеи, которые не расположены в мегаполисах и где нет органической проходимости, в которые нужно ехать специально, – такие, как наш, – должны создавать железную мотивацию для посещения. Нужно четко транслировать, что у нас хорошо, комфортно, отслеживать отзывы, работать с ними, подчеркивать свои преимущества. Например, у нас хорошая парковка, и мы это подчеркиваем, потому что это важно для семейного посещения».
Но гостеприимство – это не вседозволенность. Как именно музеи дают понять, что нельзя делать в музее, как устанавливают границы?
«У нас есть подробно прописанные правила, которые в своей короткой версии, внутри входной группы, сопровождаются инфографикой, – поделилась Марина Потанина. – И мы предлагаем разные возможности, чтобы посетитель мог сам выбрать, как ему поступить».
«Мы находимся на территории ВДНХ, где в прокате есть все, что движется, – например, самокаты, – сказал Сергей Несвицкий. – Внутрь нашего исторического павильона 1937-го года постройки их взять нельзя. Поэтому мы договорились об организации временной парковки и нарисовали очень вежливые, без запретов, указатели. Когда пишутся какие-то императивы, «нельзя» и так далее, это неправильная коммуникация. Можно же сказать не «проход запрещен», а, например, «пройдите слева, это будет удобнее для вас». А еще мы подключились к большой программе московского транспорта, когда маломобильные граждане могут заказать себе сопровождение по горячей линии Центра обеспечения мобильности пассажиров, и сотрудники будут сопровождать их полностью весь путь до нашего музея и обратно».
«Для нас тоже важный момент – помочь людям добраться до музея, – поддержала Марина Зацепина. – Мы работаем с Яндексом, отслеживаем и актуализируем информацию, следим за правильностью геометок, часов работы – все это тоже формирует позитивный посетительский опыт».
Не менее увлекательным и полезным стал паблик-ток «Быть библиотекарем классно!» – он состоялся в рамках «Культуры 2.0 Zoom», молодежного направления Открытого лектория. Наталья Сенаторова, заместитель руководителя отдела культурно-просветительских проектов и программ Центральной универсальной научной библиотеки им. Н. А. Некрасова, победитель конкурса «Лучший библиотекарь Москвы» 2021, рассказала, чем может вдохновить подростков профессия библиотекаря.
«Библиотека – то место, где можно быть счастливым, – уверена Наталья. – Это место, где, с одной стороны, ты можешь реализоваться, совсем не контактируя с людьми, а с другой – реализоваться в общении, коммуникации, помощи людям.
Библиотека – сложный организм, она вобрала в себя функционал очень многих культурных организаций: мы и досуговый центр, и музей, и коворкинг, да много что сейчас. И в этом много специальностей, которые дают самые востребованные в современном мире компетенции. Здесь целое поле возможностей: систематизация (тут работают каталогизаторы, социологи, специалисты по мониторингу), литературное мастерство (специалисты по редким коллекциям и изданиям, SMM-щики), выставочная деятельность (дизайнеры), экскурсии, культурные проекты, общение с людьми и помощь им (обслуживание читателей).
Библиотека – это как фантастический фильм. Даже библиотечные пространства строятся сейчас максимально футуристично. Все самые безумные идеи можно реализовать здесь».
Все мероприятия Открытого лектория «Культура 2.0» бесплатны.
Подробная программа мероприятий с видеозаписями опубликована на сайте https://culturalforum.ru/culture_2_0 , а также в нашей группе ВКонтакте: https://vk.com/spbicf
Официальный сайт Форума: www.culturalforum.ru
Открытый лекторий «Культура 2.0» – постоянно действующий дискуссионный проект и ключевой блок образовательной программы Санкт-Петербургского международного культурного форума. Выездные мероприятия Открытого лектория проходят при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. В центре внимания «Культуры 2.0» – технологии в современной российской культуре в самом широком понимании: от цифровых и виртуальных технологий до социальных практик, технологий организации общественных пространств, развития локальных сообществ, а также продвижения инклюзивных и образовательных культурных проектов. Мероприятия «Культуры 2.0» – это лекции, дискуссии, интерактивные форматы, такие как открытые мастер-классы, обсуждения, интеллектуальные марафоны и так далее. «Культура 2.0» открыта для всех, кто интересуется современным культурным процессом и хочет принимать в нем активное участие. Новости и расписание мероприятий проекта публикуются на сайте Форума и в социальных сетях.
По материалам пресс-службы СПМКФ-2022