Маркировка, как инструмент по сбору данных рассмотрена в ходе сессии на Форуме «Антиконтрафакт-2023»

в Админ

Маркировка, как инструмент по сбору данных рассмотрена в ходе сессии на Форуме «Антиконтрафакт-2023», давшей старт XI Международному форуму «Антиконтрафакт-2023», который проходит в эти дни на площадке Президентской библиотеки в Санкт-петербурге.

В день открытия XI Международного форума «Антиконтрафакт-2023» к гостям и участникам мероприятия с приветственным словом обратились заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Екатерина Приезжева, вице-губернатор Санкт-Петербурга Кирилл Поляков, директор Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии Ернар Бакенов.

На сессии «Развитие маркировки в ЕАЭС» участники обсудили единый подход к регулированию рынков, реализации электронного взаимодействия между бизнесом и государственными органами, а также систему цифровой прослеживаемости товаров по стране назначения во избежание «серого» импорта в условиях санкций и контрсанкций среди государств-членов ЕАЭС.

«В первый пакет товарных групп, в отношении которых в России была введена обязательная цифровая маркировка, вошли: сигареты, лекарства, парфюмерия, шины, фототовары, обувь и некоторые товары легкой промышленности. Позже, в 2021 году, маркировка расширилась на продовольственный рынок: она стала обязательной для молочной продукции и упакованной питьевой воды. А в этом году мы расширили список продукции, подлежащей маркировке, еще на 6 товарных групп. Кроме того, с 1 апреля 2024 года систему маркировки планируется использовать в целях блокировки продажи просроченной или незаконно введенной в оборот продукции. Эта мера коснется четырех товарных групп: молочной, табачной, пивоваренной продукции, а также упакованной воды»,

– отметила Екатерина Приезжева.

В том числе спикеры затронули использование общих подходов, которые должны упростить взаимодействие и усилить коммуникационную составляющую, разработку и регулировку нормативных актов для реализации общих действий в рамках ЕАЭС. Также лучшие практики реализованных экспериментов и поддержание и улучшение уровня защиты прав потребителей и создание благоприятного имиджа бизнес-структур, формирование доверия к производителям.

«Маркировка – инструмент по сбору данных, которые используются и бизнесом, и государством, и потребителем. Она дает огромные выгоды для государства в рамках контрольной работы. Это непрерывный, дистанционный, автоматизированный контроль, который не создает нагрузки на бизнес, не требует со стороны контрольных органов дополнительных усилий. На основе обработки данных можно строить профиль риска, проводить расчет отклонений индикаторов риска нарушения. Такой мониторинг и работа по индикаторам риска в условиях моратория – ключевые контрольные инструменты. Контролирующие органы имеют возможность через «Честный знак» реагировать точечно, пресекая деятельность исключительно недобросовестных предпринимателей. Законопослушные участники рынка не находятся в зоне внимания»,

– подчеркнул председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий – оператора государственной системы маркировки «Честный знак» Михаил Дубин.

Названы причины появления нелегальной продукции

На Форуме «Антиконтрафакт-2023» назвали причины появления нелегальной никотиносодержащей продукции на российском рынке.

142,4 млрд рублей – именно такую сумму составили недополученные налоговые поступления в бюджеты стран-членов ЕАЭС в результате контрабанды сигарет в 2021 году. Основная часть этих потерь ложится на Российскую Федерацию: по данным ННЦК, за I полугодие 2023 года страна уже теряет уже около 46 млрд рублей, но представители отрасли считают эту цифру заниженной. В целом, в этом году изъято более 21 млн пачек нелегальных сигарет, а МВД завело около 1700 уголовных дел дел по различным составам преступлений, связанных с нелегальным оборотом табака. Такие данные озвучили на сессии «Как нелегальный табак проникает через границы ЕАЭС?», проходившей 5 октября в рамках XI Международного форум «Антиконтрафакт-2023».

Участники дискуссии сразу обратили внимание, что рассматривать будут не только классическую табачную продукцию (сигареты), но и другие никотиносодержащие продукты, к которым относятся и нагреваемый табак (табачные стики), и электронные испарители (вейпы). Несмотря на разделение, у всех этих типов продуктов есть одно сходство – большое количество нелегальной продукции во всех трех сегментах, и цифра эта растет. Главной причиной, озвученной на сессии, является значительная разница между ставками акцизов в странах-членах ЕАЭС и открытые границы.

«Две трети нелегального оборота сигарет в России, который оценивается почти в 14% рынка, поступает контрабандой из стран ЕАЭС. В этой связи особенно важны скорейшие принятие и реализация мер, нацеленных на борьбу с трансграничной нелегальной торговлей, в частности: гармонизация ставок акцизов на пространстве ЕАЭС, имплементация соглашения по применению навигационных пломб и введения уголовной ответственности за нелегальное перемещение табачной продукции между странами ЕАЭС через государственную границу с РФ»,

– сказал директор по работе с органами государственной власти JTI Россия  Алексей Воробьев.

По результатам IV Всероссийского исследования рынка табачной продукции (сигарет), которые привела директор Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (АНО «ННЦК») Ирина Бушина, доля незаконного оборота сигарет в России составляет 13,3% в пересчете на курильщиков и 13,9% в пересчете на население. При этом 7,1% приходится на долю стран ЕАЭС, и львиная доля из них (90,9%) имеют белорусское происхождение.

 Как отметили участники дискуссии, Россия больше всего привлекает нелегальных производителей и торговцев табаком в силу своего масштаба рынка. Сейчас в стране более 1,4 млрд пачек нелегальных сигарет, и на три четверти это – контрабандная продукция. Основой нелегальной торговли является экономическая составляющая, в частности разница в акцизах. В следующем году должно вступить соглашение о гармонизации акцизов именно на сигареты, и с 2024 по 2029 годы будет действовать индикативная ставка. Однако участники рынка считают, что коридор в 40%, который будет сохранен для каждой страны ЕАЭС, слишком широкий и должен быть сокращен. 

В российском сегменте нагреваемого табака ситуация чуть лучше: бизнес не наблюдает на рынке подделок, однако очевидны перетоки оригинальной продукции, предназначенной для стран ЕАЭС.

«В сегменте нагреваемого табака мы видим перетоки в Россию оригинальных табачных стиков, предназначенных для продажи в странах ЕАЭС, которые ввозятся без уплаты акцизов, без российской маркировки средствами идентификации, с нарушением требований об информации для потребителя, – прокомментировал Владимир Васильев, управляющий по защите торговых марок аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России. – Помимо дальнейшего усиления контрольно-надзорной деятельности, необходимо устранять и сами предпосылки для формирования нелегального оборота, которые во многом заключаются в экономической привлекательности за счет разницы в ставках акцизов на табачную и никотинсодержащую продукцию между различными странами ЕАЭС – сейчас эта разница доходит до трехкратной. Решать эту проблему нужно комплексно, совмещая разумное предсказуемое регулирование с эффективной правоприменительной деятельностью, а также последовательно устраняя базовые причины для формирования нелегального оборота».

Ситуация электронными сигаретами, или вейпами, намного хуже, чем в двух других сегментах. Молодая отрасль за два года заняла уже 5% никотинового рынка, при этом три четверти такой продукции, по данным ННЦК, находятся в России нелегально. Начальник отдела по борьбе с нелегальной торговлей АО «Международные услуги по маркетингу табака» (ITMS) Игорь Черкасский сравнил вейпы с электросамокатами, которые опередили регулирование. Он отметил, что у отрасли есть уникальный шанс не запрещать, так как «любой запрет – это уход от проблемы», а применить на практике комплексный подход: маркировка и лицензирование. 

В Минпромторге считают, что меры по регулированию табачного рынка позволят снизить долю незаконного оборота табака.

«Создано отдельное регулирование по табачной никотиносодержащей продукции, 203 закон вводит много дополнительных мер, помимо того, что никогда не касалось табака, имеется в виду контроль за сырьем, лицензированный импорт. Вся эта система контроля будет построена, и остается все это использовать для контроля надзора. Роспотребнадзор получил полномочия по контролю за обязательными требованиями по маркировке всех товаров с августа 2023 года в рознице. Таким образом, сейчас имеется два органа власти, которые обладают всеми полномочиями по контролю надзора за табачным рынком и никотиносодержащей продукцией, который после долгого пути смогли получить. <…> Меры, которые были реализованы, позволят поменять ситуацию в целом, мы очень рассчитываем, что вернемся обратно к 2-5% незаконного оборота, снизив его»,

– сказал директор департамента маркировки и прослеживаемости товаров Минпромторга Владислав Заславский.

В сессии также приняли участие директор Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Владислав Заславский, заместитель руководителя Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками Юрий Васильченко, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров, директор по защите легального оборота продукции Центра развития перспективных технологий – оператора государственной системы маркировки «Честный знак» Максим Курганский,  заведующая сектором экономики и финансов ОЮЛ «Международный деловой совет» (Кыргызская Республика) Чолпон Джолдошева и другие. Модератором выступил президент Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов.

Организатор Международного форума «Антиконтрафакт-2023» – Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Соорганизатором форума выступает Евразийская экономическая комиссия. Партнеры деловой программы: «Центр развития перспективных технологий» (оператор государственной системы маркировки «Честный знак»), автономная некоммерческая организация «Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции», международная ассоциация организаций, осуществляющих деятельность по противодействию незаконному обороту контрафактной продукции «Антиконтрафакт». Оператор форума – Фонд Росконгресс.

Справочная информация:

Первый Международный форум «Антиконтрафакт» был организован в 2012 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации.

В ходе Форума были определены важнейшие задачи в области развития законодательства об интеллектуальных правах, высказана необходимость координации деятельности федеральных и региональных органов власти, общественных организаций, товаропроизводителей и правообладателей. По итогам Форума было принято решение о ежегодном проведении Международного форума «Антиконтрафакт» на территории стран-участниц ЕАЭС. Так, в разные годы участников Форума принимали Республика Казахстан (2014 г.), Республика Беларусь (2015 г.), Республика Армения (2016 г.), Кыргызская Республика (2017 г.).

С 2017 года, в соответствии с распоряжением Евразийского межправительственного совета от 7 марта 2017 г. № 3 «О Международном форуме «Антиконтрафакт», Форум стал официальным мероприятием ЕАЭС, его организация и проведение осуществляется государством-членом, представитель которого председательствует в Евразийском межправительственном совете.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) – федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплекса, а также в области развития авиационной техники, технического регулирования и обеспечения единства измерений, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Создано 12 мая 2008; в апреле – сентябре 1998 существовало ведомство с таким же названием и сходными полномочиями.

www.minpromtorg.gov.ru

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган Евразийского экономического союза. ЕЭК имеет статус наднационального органа управления и в своей деятельности руководствуется интересами стран-участниц проекта евразийской экономической интеграции. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории стран-участниц ЕАЭС.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 195 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 85 странах мира, с 279 российскими общественными организациями, федеральными органами исполнительной и законодательной власти, субъектами Российской Федерации.

Официальный телеграм-канал Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress.

Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Президентская библиотека находится в ведении Управления делами Президента Российской Федерации и является первой электронной национальной библиотекой России.

В фонде Президентской библиотеки в цифровом виде представлены книжные и периодические издания, кинохроника, фотографии, научно-просветительские фильмы, авторефераты диссертаций, архивные документы и материалы, отражающие историю российской государственности, теорию и практику права, русского языка как государственного языка Российской Федерации. Объем электронного фонда составляет более миллиона единиц хранения.

Статус и оснащение Президентской библиотеки позволяют регулярно проводить мероприятия различного уровня и формата — официальные встречи государственных и общественных деятелей России и зарубежных стран, форумы, конференции, круглые столы, концерты, кинопоказы, презентации, выставки и др.

По материалам пресс-службы Форума Антиконтрафакт-2023

похожие статьи

error: Содержимое защищено!