Национальная галерея Республики Коми, отмечающая в этом году 80 лет со дня основания, всегда была тесно связана с северным регионом. Основная часть музейного собрания посвящена природным, городским и сельским пейзажам, истории и освоению края, культуре, быту и традициям народа коми. В 2021 году, к 100-летию республики, в Национальной галерее открылась экспозиция «КОМИ: Человек. Ландшафт. Миф», отразившая ключевые темы регионального изобразительного искусства. Выставка представила цельный художественный образ Севера.
Экспозиция расположилась в четырех тематических залах: ОБРАЗ СЕВЕРА, ОСВОЕНИЕ, МИФ и ТРАДИЦИЯ. Еще две смысловые точки – ГУЛАГ и ВЕРА – созданы на пересечении тем в переходных пространствах.
Новациями долговременной экспозиции НГРК стали аудиовизуальные средства (звуковые и визуальные инсталляции, документальное кино) для усиления эмоционального воздействия художественного образа, а также специально подобранные цвета для каждого зала – серебристо-серый (ОБРАЗ СЕВЕРА), темно-синий (ОСВОЕНИЕ), изумрудно-зеленый (МИФ) и красно-кирпичный (ТРАДИЦИЯ).
Каждое тематическое пространство открывается цепочкой тегов – ключевых слов, раскрывающих содержание зала.
ОБРАЗ СЕВЕРА
Север – источник вдохновения для художников. В нем они находят идеальное пространство, с которым связывают свое творчество на долгие годы. На полотнах изображен беспредельный мир девственной природы, ее сдержанное величие: берег с пустынными бухтами острова Вайгач, сухие каменистые скалы Югорского полуострова, омываемые водами Карского моря…
Представленные полотна составляют гармоничное художественное целое. На фоне величественных пейзажей отражены сцены жизни Севера: выход «в поле» геологов, встреча прилетевшего с материка самолета, кочевая жизнь оленеводов.
Каждый пейзаж – больше, чем живописное произведение, это художественный текст, изобразительная поэзия: не просто внешний мир видимого ландшафта, стихии, а художественный облик мира внутреннего, невыразимого, волнующего душу. В этих работах – настоящий, физический Север. Главное в них – необъятность, отсутствие пределов. Это Север, где человек не живет, а появляется.
ГУЛАГ
Коми край в начале ХХ века был малонаселенным районом с богатейшими природными ресурсами. Для их освоения Советская власть прибегла к экстремальным мерам: нефть, уголь, лес добывались руками репрессированных. О Северо-Печорской железной дороге говорили, что она построена «на костях».
Лагерей и спецпоселков в Коми АССР было очень много. А до революции был только один город – Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар). Ухта, Воркута, Инта, Печора, Сосногорск образовались в 1930–1950-е годы на месте лагерных пунктов.
Живописные произведения репрессированных художников показывают лагеря и окрестности, дают возможность увидеть их глазами тех, кто попал в Коми край не по своей воле.
ОСВОЕНИЕ
Пик освоения региона пришелся на 60-70-е годы ХХ века. В царство вечного безмолвия и безлюдья ворвались геологи, проходчики, дорожники; вгрызлись машины. С нуля возводились города, прокладывались дороги.
На севере республики выросли угольные шахты Воркуты и Инты, нефтяные и газовые буровые Ухты, Усинска, Вуктыла, строились перерабатывающие заводы. На юге главным природным ресурсом был лес.
На Север ехали энтузиасты со всей страны, особенно молодежь, вдохновленная идеей преобразования природы. Сыктывкарский лесопромышленный комплекс, Печорская ГРЭС, магистральный газопровод «Сияние Севера», города Усинск и Вуктыла стали Всесоюзными ударными комсомольскими стройками. Не случайно главные персонажи в искусстве того периода – люди труда: тяжелого, многодневного, на грани человеческих возможностей. Это геологи, шахтеры, буровики, сплавщики, строители, монтажники.
ТРАДИЦИЯ
«Деревенская тема» стала одной из ведущих в советской литературе и искусстве с конца 1950-х годов. Тогда же пробудился интерес к Русскому Северу как к особому географическому и духовному пространству, заповеднику традиционной культуры.
Наиболее яркое воплощение «деревенская тема» нашла в живописи. Мастера старшего поколения тяготели к крупным форматам, эпичности и монументальности. Мир деревни в их произведениях устойчив, созидателен и гармоничен, герои – воплощение лучших черт национального характера.
В 1980-е годы в трактовке «деревенской темы» зазвучали внутренний трагизм, рефлексия, чувство вины. Появились произведения об умирающей деревне, забвении истории.
Художники нового поколения, пришедшие в искусство в 1990-е годы, ушли от реализма в поиск символических взаимосвязей, они конструируют новые мифопоэтические миры на основе локальной истории.
Мир северной деревни предстает перед посетителем как «снаружи» (деревенский пейзаж), так и «изнутри» (интерьер и предметный мир избы). Через две ключевые линии – женскую и мужскую – показаны образы деревенских жителей, носителей традиционной культуры; отражена тема бережно сохраняемых народных праздников и обрядов.
Картины художников очень удачно дополнены подлинными предметами народного декоративно-прикладного искусства конца XIX – XX веков.
ВЕРА
Этот раздел посвящен Стефану Пермскому, легендарному крестителю коми-зырян. Он впервые обозначил движение русской цивилизации на северо-восток. Тема христианизации Коми края – наиболее поздняя по времени появления в региональном искусстве.
МИФ
В представленных работах мастеров декоративно-прикладного искусства второй половины ХХ – начала ХXI века можно увидеть трактовку языческих представлений древних коми о себе и окружающем мире, ознакомиться с сюжетами и персонажами эпических сказаний и легенд.
В языческих верованиях коми-зырян присутствуют мысль о едином начале сотворения жизни на земле, выраженная в образе утки-прародительницы мира; Древо жизни с трехчастной структурой; дуалистическая концепция мировосприятия, воплощенная в богах-демиургах Ене и Омӧле; связь происхождения человека с другими субъектами живой природы, олицетворенная в тотемных культах и образах пермского звериного стиля.
Богатство коми эпоса, его изучение и популяризация в жанре детской сказки привели к созданию художественных образов эпических героев и персонажей. Сказания и легенды донесли до нас предания о существовании Зарни Ань, рассказы о подвигах героев-богатырей Перы, Йиркапа, Тугана, Кӧрт-Айки, Шыпичи, представления о нечеловеческих существах, населяющих мир: Войпеле, Вӧрсе, Яг-Морте, Еме, пежгагах. Не только на текстах, но и на иллюстрациях к ним выросло уже не одно поколение жителей Республики Коми.
ОТЗЫВЫ О ВЫСТАВКЕ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ГАЛЕРЕЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Экспозиция «КОМИ: Человек. Ландшафт. Миф» стала новым словом в выставочной практике Национальной галереи Республики Коми. Новое символическое художественное пространство открыло зрителю целостный и глубокий образ Коми края. Об этом говорят многочисленные отзывы.
«Выставка чудесная. Многие эти работы видела и ранее, но сейчас они зазвучали совершенно иначе. Возникло удивительное ощущение легкости, света, красочности. Совершенно иной образ Севера. В нем нет гнетущей тяжести и мрачности. Когда-то такое же праздничное чувство чистоты у меня было на выставке Рокуэлла Кента. Здесь очень похожие переживания, великолепно выдержана тематика залов. Здесь хочется быть».
«Хотя работы видела и до этого, именно структурированная выставка помогла прочувствовать Коми край, рассказать его историю. Надеюсь, однажды она приедет в Москву и Петербург. Кажется, все должны увидеть Север таким».
«Невероятная образность и глубина выставки «КОМИ: Человек. Ландшафт. Миф» совершенно иначе раскрыли мне красоту, полетность и чистоту вашего края. Я побывал в десятках музеев и России, и мира, но не нахожу аналогов красоты именно самобытного, регионального искусства, сочетающего глубину и мощь замысла с невероятным профессионализмом исполнения».
КАК НАС НАЙТИ:
167983, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Кирова, 44
Автобусная остановка
“Национальный музей”
рейсовых автобусов №№ 1, 3, 5, 20, 23, 29, 46.