Научно-популярный туризм: как ему развиваться обсудили на III КМУ

в Админ

Научно-популярный туризм: как ему развиваться обсудили на III КМУ. Какие маршруты созданы в рамках инициативы «Научно-популярный туризм» и сколько человек уже посетили его объекты? Какова роль молодежного научного сообщества в организации маршрутов научно-популярного туризма? Какие административные барьеры возникают у региональных властей при создании таких маршрутов? И как региону или институту включиться в программу?

Эти и другие вопросы разобрали участники дискуссии «Научно-популярный туризм: результаты второго года и перспективы» на III Конгрессе молодых ученых. Модератором выступил Андрей Паштецкий, и. о. директора Главного ботанического сада имени Н. В. Цицина Российской академии наук.

По мнению экспертов, привлекать россиян к посещению объектов научной инфраструктуры — очень важная задача плана мероприятий по развитию научно-популярного туризма в нашей стране. Развитие направления позволит побывать на уникальных объектах научно-исследовательской инфраструктуры и познакомить широкую общественность с достижениями российской науки.

Об итогах двух лет работы инициативы, о том, чего удалось добиться за это время, рассказал заместитель генерального директора АНО «Национальные приоритеты» Роман Камаев.

«Развиваются все инициативы Десятилетия. В регионах строятся научные детские площадки для ребят, проводятся масштабные конкурсы, такие как „Знаешь? Научи!“ и „Наука. Территория героев“ не первый год с десятками тысяч участников. Масштабная программа экскурсий „Наука рядом“ — уже более трехсот объектов вовлечены в эту инициативу», 

— отметил спикер.

По его словам, вместе с остальными инициативами развивается «Научно-популярный туризм».

«География наших маршрутов расширяется, — констатировал Роман Камаев. — В этом году будет около 20 регионов и около 50 маршрутов. Мне особенно приятно, что в прошлом году здесь на сессии мы обсуждали тему научно-популярного туризма. Коллеги презентовали проекты своих маршрутов и вот сегодня они принимают первых туристов».

Как решить задачу привлечения туристов в эти маршруты? Как снять стереотипы, существующие у родителей и детей, о том, что наука это скучно?

Заместитель генерального директора АНО «Национальные приоритеты» считает, что нужно привлекать СМИ, широкую общественность для такой популяризации. Одним из ее инструментов может выступать проведение пресс-туров по научно-популярным маршрутам.

«В прошлом году мы начали такую работу. Перед Конгрессом молодых ученых в Сочи прошел пресс-тур, объединивший ребят-участников конгресса и журналистов, которые проехали по интересным объектам города Сочи Краснодарского края. В этом году мы провели четыре пресс-тура: в Москве и Московской области, в Нижнем Новгороде, Томске и Новосибирске. В Москве и Московской области журналисты смогли посетить Дубну, Объединенный институт ядерных исследований со строящимся суперсовременным коллайдером NICA, авиационный институт, где посмотрели лаборатории и разработки в области космонавтики и авиастроения. В Нижнем Новгороде летом также посетили ряд объектов, например, там было представлено новое поколение сенсоров так называемого электронного носа. Это газоанализаторы, которые помогают противостоять биологическим угрозам, химическим атакам. В Томске мы побывали на единственном в России и в мире испытательном экспериментальном атомном ядерном реакторе, который расположен прямо в Политехническом университете», 

— рассказал Роман Камаев.

Он добавил, что эти экскурсии позволяют стать участником научных исследований. В частности, в Новосибирске, в преддверии форума «Технопром» в августе этого года ребята посетили Академгородок и многие научные институты региона.

«Конечно, у нас есть сайт — наука.рф — как фронт коммуникации. Мы его развиваем, я приглашаю вас чаще его посещать. Мы модернизировали на сайте форматы инициативы, теперь проще искать научно-популярные маршруты, углубляться в них, смотреть контент о научно-популярном туризме и других инициативах. Уже более ста СМИ приняли участие в этих пресс-турах в этом году, на федеральных каналах вышли сюжеты об этих маршрутах — Россия 1, Россия 24, Первый канал, НТВ и на многих других, на региональных каналах. Также принимали участие представители печатной прессы, интернет-издания, блогеры», 

— поделился результатами спикер.

Эти выходы в СМИ также помогают снимать барьеры у самих научных организаций в привлечении посетителей, туристов, которых до сих пор не было в этих организациях, уверен Роман Камаев.

О задачах и перспективах инициативы «Научно-популярный туризм» рассказала ее куратор Дарья Бессуднова.

«На данный момент в программе научно-популярного туризма уже более 50 маршрутов в 16 субъектах Российской Федерации, — подчеркнула она. — До конца года мы планируем подключить 20 субъектов. Сейчас на финальной стадии еще несколько субъектов по запуску. Процесс это небыстрый, занимает определенное время, но мы надеемся успеть. Что такое научно-популярный туризм? В чем его задача? Наша задача — сделать ранее закрытые объекты доступными для посещения, придумать с этими объектами интересные форматы, чтобы люди могли прийти на объект, принять участие в мастер-классе, попробовать на себе и, возможно, остаться в науке. Посмотреть, какие науки развиваются в разных регионах, познакомиться с учеными, увидеть лаборатории. Это благодатная тема для родителей и школьников, которые еще думают, куда пойти».

По материалам пресс-службы III КМУ

похожие статьи

error: Содержимое защищено!