На состоявшемся недавно совещании по развитию автомобильной промышленности России Президент Владимир Путин отметил две важные задачи, с которыми необходимо справиться сфере: обеспечение работой автомобильных заводов, их снабжение необходимыми компонентами, с сохранением занятости и квалифицированных специалистов, а также насыщение российского рынка достаточным предложением автомобилей, в особенности – легковых.
В работе совещания приняли участие представители государственных структур, курирующих сферу, а также руководители предприятий и компаний автопрома.
События последнего времени существенно повлияли на развитие отечественного автомобилестроения. При этом государство всегда держит на контроле ситуацию в отрасли.
На состоявшемся совещании Глава государства предложил предметно поговорить о том, с какими трудностями сталкиваются российские автомобилестроители, автосалоны, центры технического обслуживания, обсудить возможные меры поддержки отрасли и те дальнейшие действия, которые необходимо предпринять в текущей ситуации.
На совещании было отмечено что предприятия, занятые в автопроме, по выпуску своей конечной продукции завязаны на многие смежные секторы и отрасли экономики. А это – металлургия, химическая, лёгкая промышленность, электроника. Также общеизвестно, что одно рабочее место в автопроме создает девять рабочих мест в смежных отраслях.
Обращаясь к участникам совещания, Президент подчеркнул, что «ряд контрагентов и поставщиков автозаводов находились и находятся до сих пор ещё за рубежом, и это не какая-то особенность нашего автопрома: подобная широкая кооперация, длинные, трансграничные производственные цепочки – общепринятая практика на сегодняшний день в мире.
В силу известных обстоятельств и причин многие такие связи сегодня оказались разорванными. Партнёры российских автозаводов, несмотря на свои долгосрочные обязательства, либо приостановили поставки, либо объявили об уходе с нашего рынка».
Это уже заметно сказалось на объёмах выпуска. По статистике, продукции отечественного автопрома стало в разы меньше по сравнению с показателями прошлого года.
Говоря о возникшей в отрасли ситуации, Президент дал поручение Правительству подробнее рассказать об этом, о действующей с 2014 года специальной программе импортозамещения и о предлагаемых мерах по выходу из сложившихся условий.
Глава государства подчеркнул, что на предыдущих отраслевых совещаниях уже говорилось о том, что нельзя замыкаться только на текущих проблемах автопрома. «Важно сформировать стратегические подходы к развитию отрасли, задать долгосрочный, долговременный вектор технологических и производственных изменений, в основе которых – потребности граждан в качественных и доступных автомобилях, запросы экономики, бизнеса, городского и муниципального хозяйства в части автотехники, включая дорожную, строительную и коммунальную технику»,
– сказал Президент.
При этом важно, чтобы выдерживался ориентир на обеспечение технологического суверенитета России.
Предыдущие наработки и мощности позволяли ежегодно продавать около полутора миллионов автомобилей. Но в нынешнем году объём продаж легковых автомобилей сократился почти вдвое.
В рамках рассматриваемых на совещании вопросов, Президент отметил также что волнует российских автолюбителей – техническое обслуживание автомобилей. Это касается сохранения гарантийных прав, мест обслуживания, поставок запчастей и др. Он акцентировал внимание, что может возникнуть дефицит спроса на рынке коммерческой техники.
Отдельно заострил внимание участников совещания Президент на соблюдении норм экологичности. Это важно и для населенных пунктов и самих граждан России, но и немаловажно для поддержания конкурентоспособности на мировом рынке. Также акцентировал внимание на состоянии дорог и обновлении общественного транспорта в регионах страны.
Кстати, о состоянии дорог. Председатель Правительства своим Распоряжением утвердил план дорожного строительства на ближайшие пять лет. Документом предусматривается более 250 мероприятий по строительству, реконструкции и ремонту дорог. План рассчитан на 2023–2027 годы. Он коснется федеральных, региональных, межмуниципальных и местных дорог. Главная цель работы – довести до нормативного состояния 85% дорог в 105 крупнейших агломерациях и более 50% дорог в регионах.
На состоявшемся совещании Президент также поручил Правительству до 1 сентября разработать и утвердить обновленную стратегию по развитию автомобильной промышленности с учетом сегодняшних реалий, наличием у России собственных критических технологий и производств, что должно обеспечивать глобальную конкурентоспособность российской автомобилестроительной отрасли в целом.
Необходимо также учитывать вопросы, связанные с поставками комплектующих, ценообразованием.
Между тем автомобильная промышленность на современном этапе претерпевает значительные изменения. Например, на АвтоВАЗе предстоит практически заново отстроить систему закупок, с учетом новой базы поставщиков.
Как утверждают специалисты и эксперты отрасли возможно полное закрытие производственных мощностей на «Лада-Ижевск». При этом некоторые источники говорят о том, что глава Минпромторга заявил о том, что не допустит закрытия автопроизводства в Удмуртии.
Большие изменения ожидаются на Московском автомобильном заводе. Возможно, что вновь будет выпускаться «Москвич». Каким он будет: обновленным, усовершенствованным, в новой компановке – узнаем, по-видимому, в самое ближайшее время. Возрождать известную марку будут Научный центр «НАМИ» и КАМАЗ. Как сказал на прошедшем недавно Петербургском международном экономическом форуме генеральный директор КамАЗа Сергей Когогин: «Московский автомобильный завод Москвич» сможет выпускать на своих мощностях до 300 тысяч автомобилей в год».
Своя ситуация на Ульяновском автозаводе. Здесь по-прежнему выпускают УАЗы. Правда, сократилось количество готовой продукции, но заводчане уверены в своем завтрашнем дне.
ГАЗ работает в прежнем режиме по выпуску грузовых автомобилей. Правда, и здесь более чем в два раза выпущено «Газелей» и «Соболей».
Ведется работа по преодолению возникшего кризиса и на КАМАЗе: продано 1478 машин. Но это все равно больше, чем у продукции из Миасса – «Урала». Хотя последние более доступны в цене.
«Автотор» обещает выпустить в начале 2023 года первые электромобили с организацией их полноценного производства в стране, но чуть позже – через год. Частично возобновлена сборка Hyundai и Kia. Их меньше и с недокомплектом по части оборудования.
Как считают эксперты, Тульский сборочный завод китайского бренда Haval находится в относительно лучших условиях. Здесь также собираются кроссоверы, но и расширена линейка продукции за счет модели Dargo.
Безусловно, со временем ситуация по развитию автомобильной промышленности страны изменится. И первые итоги большой работы мы узнаем уже осенью.
По материалам пресс-службы Кремля и СМИ