Отказ от Болонской системы в России: какие за этим последуют изменения в системе отечественного высшего образования?
В последнее время очень активно обсуждается вопрос выхода России из Болонской системы высшего образования.
В самое ближайшее время этот вопрос будет обсуждаться в Государственной Думе и Совете Федерации, высказались по этому поводу министры профильных ведомств, подключились к обсуждению ректоры вузов, специалисты сферы и экспертное сообщество.
Что же такое Болонская система высшего образования (Болонский процесс)?
Российская Федерация стала членом Болонской системы в 2003 году. А официально бакалавриат и магистратура были внедрены в процесс в нашей стране в 2007 году. Но и до сегодняшнего дня не все вузы полностью перешли на эту систему, оставив в процессе подготовки программу специалитета. На сегодняшний день членами Болонской системы являются 48 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения и других стран. Среди его целей – расширение мобильности студентов и преподавателей и доступ к европейскому высшему образованию. В основе системы унификация образования, сопоставимость дипломов в большинстве стран-участниц.
Недавно министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, заявил, что «к Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента».
По мнению главы Рособрнадзора Анзора Музаева, отказываться от Болонской системы нужно поэтапно, хотя бы за два года.
Председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова считает, что подготовка изменений для создания отечественной системы высшего образования займёт не менее года, а до её внедрения должен пройти как минимум четырёхлетний цикл.
Глава Российской академии образования Ольга Васильева поддержала идею о том, что пятилетний специалитет должен занять в структуре программ отечественного высшего образования ведущие позиции.
Как будут развиваться события и к чему придут законодатели, мы узнаем в самое ближайшее время. Понятно одно – изменения в образовательном процессе в высшей школе будут. Принесли бы только они вместе с очередной реформой и высокие результаты подготовки специалистов.
По материалам СМИ