Российский туристический форум «Путешествуй». Подводим итоги

в Админ

Фонд Росконгресс провел на ВДНХ первый Российский туристический форум «Путешествуй». Соорганизаторами мероприятия выступили Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) и ВДНХ, поддержку его проведению оказало Русское географическое общество.

Первый блин вышел не комом. На форуме «Путешествий» было что посмотреть – свои стенды выставили более 40 компаний. Регионы Российской Федерации представили свои туристические маршруты. Зона коллективной экспозиции национальных брендовых маршрутов России включала маршруты:

  • Оренбурга (маршрут «Горизонты открытий»),
  • Челябинска («Челябинск: к нам прилетают даже метеориты»),
  • Алтайского края («Здравствуй, Алтай!»),
  • Кузбасса («Кузбасс – огонь в сердце»);
  • межрегиональный маршрут «Государева дорога» (более 780 км по Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям). Отдельными стендами были представлены Московская область, Нижегородская область и Калужская область.  
Стенды выставили более 40 компаний

На форуме было кого послушать. В экспертных дискуссиях приняли участие более 90 спикеров, а некоторые из поднятых тем стали продолжением разговора, который велся на сессии «Туризм и индустрия гостеприимства: новые инвестиционные и технологические возможности для отрасли», которая состоялась на ПМЭФ-2021.

Выступавшие эксперты практически единодушно отметили, что Россия обладает мощным туристическим потенциалом: разнообразие природы, культуры и климатических зон позволяет подобрать оптимальный вариант отдыха для любого запроса путешественника. Однако необходимо наладить постоянную работу как по развитию туристской инфраструктуры, так и по информационной поддержке отрасли, в том числе новых форматов путешествий, которые только набирают популярность в России. И Российский туристический форум «Путешествуй» – большой шаг в этом направлении.

Директор Фонда Росконгресс Александр Стуглев

Во время выступления на торжественной церемонии открытия форума председатель правления, директор Фонда Росконгресс Александр Стуглев отметил: «Мы с вами фактически создаем новую туристическую индустрию, новые маршруты, новые форматы. И уверен, это отрасль будущего, которая обеспечит бурный рост, поэтому приглашаем всех на наши форумы. Я убежден, что эта площадка будет развиваться, расти».

ВДНХ – как центр притяжения туристов

Место проведения форума «Путешествуй» выбрано не случайно. На ВДНХ в этом году заканчиваются многолетние работы по приведению территории в порядок, и как заявила старший советник генерального директора АО «ВДНХ» Юлия Скоромолова, гостеприимные хозяева форума полны амбиций сделать ВДНХ туристской достопримечательностью Москвы № 2. Пальму первенства они готовы уступить только Кремлю.

Тот, кто видел территорию ВДНХ в 2021 году, согласится, что подобные планы фантастикой не выглядят. Фантастика скорее в том, как преобразилась некогда главная выставочная площадка СССР, ставшая в 90-е годы прошлого века большим рынком. Сейчас здесь все блестит и сверкает, клумбы и зеленые насаждения ухожены, здания, памятники и знаменитые фонтаны смотрятся просто прекрасно. Куда не посмотришь – просто вид с открытки!  Прогулки по гигантской территории – прекрасный вариант для досуга. Но не прогулками едиными. ВДНХ динамично развивается и как выставочное пространство, и как музейный центр.

«По новой концепции развития на ВДНХ будет еще больше образовательных, культурных, развлекательных проектов, откроется современный конгрессно-выставочный центр, соответствующий самым высоким мировым стандартам. Наша цель – сделать ВДНХ для всех и для каждого: для взрослых и детей, для москвичей и гостей со всего мира, для тех, кто хочет увидеть уникальные архитектурные и культурные объекты Выставки и познакомиться с туристическим потенциалом стран-соседей, представленным в национальных павильонах»,

заявил коммерческий директор АО «ВДНХ» Тимур Зельдич.

Туристские маршруты станут брендами

Ключевым событием форума стало пленарное заседание «Развитие внутреннего и въездного туризма». Его модератором выступила исполнительный директор АТОР; сопредседатель экспертного совета по реализации программы продвижения туристских маршрутов в сфере внутреннего и въездного туризма при Федеральном агентстве по туризму Майя Ломидзе.

Тон этой дискуссии задала советник руководителя Федерального агентства по туризму Юлия Рыбакова. Она рассказала о разработке брендовых национальных маршрутов. В ближайшем будущем они должны появиться в большинстве регионов нашей страны и станут своеобразной визитной карточкой для привлечения вначале отечественных, а затем и иностранных туристов. В качестве образцов для подражания Ростуризм видит всемирно известные брендовые маршруты в таких странах, как Норвегия, Швеция, Нидерланды.

Впрочем, работа предстоит огромная. Сейчас на слуху лишь несколько маршрутов, разработанных в прошлом десятилетии, – «Великий волжский путь», «Серебряное ожерелье», «Золотое кольцо. Перезагрузка» и некоторые другие. Этого для нашей огромной страны крайне мало. Кроме того, при анализе уже разработанных маршрутов были выявлены системные недостатки – слабые «упаковка» и брендирование, отсутствие стандартов, гарантирующих туристу качественный отдых, и масштабного продвижения даже в рамках страны. Все это – издержки начального этапа, которые будут преодолены при системной работе.  

«Мы уже давно работаем с АТОР над проектом брендовых маршрутов, в котором именно бизнес, а не органы власти, формируют продукты как способ мотивации поездок. Бизнес-сообщество много сделало в этом направлении, и мы сегодня обладаем экспертизой и большим количеством единомышленников, кто участвует в проекте. Мы надеемся, что наши туристы оценят эти предложения», –

отметила Юлия Рыбакова.

Предстоит в короткие сроки резко увеличить предложение для туристов. Очень желательно успеть использовать особенность момента – фактически закрытые границы и как следствие небывалый спрос россиян на внутренний туризм.

Федеральное агентство по туризму поставило амбициозную задачу – создать к 2035 году не менее 100–150 брендовых национальных маршрутов. Работы, как водится, непочатый край. В год планируется отбирать 12–20 перспективных маршрутов. Эксперты всесторонне оценят бренд, турпродукт, инфраструктуру в соответствии с разрабатываемыми стандартами, после чего выдадут рекомендации по совершенствованию продукта, формированию дополнительных точек притяжения для туристов. Наиболее удачные проекты будут масштабироваться, «поднимаясь» с регионального на межрегиональный уровень.

После сертификации продукты, предлагаемые как «брендовые национальные маршруты», окажутся более конкурентоспособными. Для их продвижения будет создана единая цифровая платформа.

Говорят цифры

Заместитель генерального директора Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Ольга Захарова привела в своем выступлении интересную статистику. Так, по опросу Райффайзенбанка, проведенного летом 2020 года, 74% россиян активнее путешествовали бы по стране, если бы больше знали об интересных местах и маршрутах.

При этом, по данным «Тинькофф Путешествия», лишь 8% туристов при подготовке поездки планируют обращаться в турагентства. И тут есть над чем задуматься. Налицо контраст с поездками за границу, куда подавляющее большинство россиян предпочитает отправляться в туры, сформированные профессионалами.  Главные побудительные причины лежат на поверхности – незнание туристами языков и визовая поддержка со стороны туроператоров. Для поездок внутри страны все это неактуально, поэтому турагентствам стоит поломать голову, чем привлечь к себе потребителя. И возможный выход – в предложении комбинированных брендированных программ.

Идеальная продолжительность путешествий – 8–14 дней. 55% россиян стремятся уложиться в эти временные рамки. А идеальный отдых – тот, что будет разительно контрастировать с повседневной жизнью людей.

Российский туристический форум «Путешествуй»: агротуризм – перспективы впечатляют

Заместитель директора департамента – начальник управления развития отраслевых и региональных проектов АО «Россельхозбанк» Дмитрий Большаков рассказал о перспективах сельского и агротуризма. Они могут расти опережающими темпами – по 20–30% в год.

Казалось бы, сельский туризм и банк, даже профильный, – слишком разные вещи. Но выпекаемый в настоящее время пирог слишком уж вкусен в будущем, а потому не может остаться без внимания даже столь солидного финансового учреждения. В перспективе в села на отдых будут отправляться до 8 млн россиян, а потенциальный эффект может составить 55 млрд руб. в год. И банк видит себя в качестве финансового партнера готовящихся для  туристов программ.

Агротуризм уже сейчас – это не сферический конь в вакуууме. Успешных проектов достаточно, например фермы «Экзархо» в Сочи, «Кормило» в Карелии, «Богдарня» во Владимирской области, сыроварня с гостевыми домиками «Усадьба Три А» на Алтае. Пользуются спросом туристов туры на экзотические улиточные и даже крокодиловые фермы, востребованы контактные зоопарки и мастер-классы.

Железные дороги – туристам

Развивать внутренний туризм невозможно в отрыве от транспортной инфраструктуры. Традиционно ключевую роль для российских просторов играет железная дорога. Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов заверил, что интересам туристов будет уделяться все большее значение. Раньше для РЖД были только пассажиры, а теперь особо будут выделять путешественников и стараться учитывать их интересы. Направлений для этого много – удобство стыковок рейсов, разработка маршрутов под туристов по принципу «ночью – едем, днем – осматриваем достопримечательности».

Железные дороги в России

Некоторые железнодорожные маршруты могут стать интересными туристам сами по себе. Лучшее свидетельство – громкий успех флагманского проекта «Рускеальский экспресс». Состав на паровозной тяге регулярно курсирует в Карелии между Сортавалой и горным парком «Рускеала».

Работает РЖД и над обновлением подвижного состава. Уже вполне привычной реальностью на популярных маршрутах стали двухэтажные поезда. Они позволяют перевозить в одном вагоне значительно больше пассажиров, что благоприятно сказывается на цене билета.

Макет нового капсульного пассажирского вагона на российском туристическом форуме «Путешествуй»

РЖД и «Трансмашхолдинг» представили на ВДНХ макет нового капсульного пассажирского вагона. Спальные места в нем на 15 см длиннее, чем в обычных, также у каждого пассажира предусмотрен столик, светильник и USB-розетка. Капсульный вагон должен заменить давно морально устаревшие плацкарты. В них путешественники получат именно то, чего им явно не хватало, – индивидуальное пространство. Капсулы будут небольшими, но отгороженными шторкой от остального вагона.

Региональный туризм

Важным событием Российского туристического форума «Путешествуй» стала стратегическая сессия «Развитие турпродуктов и сервисов в регионах». Пожалуй, ключевым моментом на ней стало обсуждение важности диверсификации предложения турпродукта. Стандартные туры даже на самых популярных направлениях – это вчерашний день индустрии.

Такой вывод стал очевиден при рассмотрении причин, которые сдерживают поток китайских туристов в нашу страну. Он может быть гораздо более полноводным. Оказалось, что главная проблема – именно ограниченность предложения. Есть два сверхпопулярных направления – Москва и Санкт-Петербург. Туда от разных туроператоров направляются многие тысячи китайцев, но фактически они ходят в наших столицах по одним и тем же тропам. Стандартные туры приводят к острой конкуренции  за туриста, что на деле означает демпинг. Туроператоры экономят на всем, из-за чего страдает качество услуг. И далее по нисходящей спирали… А между тем китайский турист вполне способен быть премиальным, он готов оплачивать дополнительные услуги, специальные программы, участие в событиях.

Все выше сказанное справедливо не только для китайских, но и для отечественных туристов. Отыскать изюминки в российской глубинке, разработать новые маршруты, комбинировать их с традиционными и востребованными должны федеральные туроператоры. Именно они, профессионалы, способны рассмотреть потенциал даже не в самых очевидных для туризма регионах и помочь его развить. И тем самым они покажут свою значимость для туристов.

Крупный инвестор решает все

Сделать город привлекательным для туристов способны и крупные промышленные компании. На форуме был рассмотрен кейс Тобольска. Раньше это был труднодоступный небольшой город, «живущий по средствам». Да, с богатой историей и значительным духовным наследием, но сколько таких населенных пунктов в необъятной России?

Драйвером радикальных изменений стал СИБУР – одна из крупнейших компаний страны. В Тобольске расположено одно из ее крупных производств. Компания озаботилась вначале внешним видом города, что важно как для ее сотрудников, среди которых привыкшие к радующей глаз картинке европейские экспаты, так и для приема иностранных партнеров. Ведь никто не хочет ударить в грязь лицом, демонстрируя регион присутствия. Отсюда – высокие требования крупного бизнеса, которые оказались подкреплены серьезными вложениями.

Первым шагом стало глобальное благоустройство. В Тобольске появились свои открыточные виды, точки притяжения для туристов. Через систему грантов компания способствовала развитию местного малого и среднего бизнеса, появились новые культурно-досуговые мероприятия.

Следующими шагами СИБУРа стали организация промышленного туризма на свое производство и экоповестка, участие в продвижении туристского потенциала Тобольска и в нашей стране, и за рубежом.

Все сделанное одновременно работает и на развитие города, и на имидж предприятия. Ну и, наконец, вишенкой на этом торте становится возводимый с участием СИБУРа аэропорт, который позволит снять острую для Тобольска транспортную проблему.

На автомобиле по России

Новый тренд внутреннего туризма – рост числа автопутешествий. Прямых предпосылок для этого две. Во-первых, значительно улучшилось качество федеральных автотрасс. Теперь передвижение по ним становится удовольствием, а не вынужденной необходимостью. Во-вторых, пандемия коронавируса привела как к резкому сужению вариантов для путешествий за пределами нашей страны, так и к повышенному спросу на безопасные способы передвижения.

Есть все основания к тому, что этот тренд в ближайшие годы будет крепнуть. Залогом этому системная работа по улучшению турпривлекательности российских дорог. На них появляются разнообразные туробъекты от мотелей и мест кратковременного отдыха до создаваемых видовых точек и достопримечательностей, постоянно развивается и дорожная инфраструктура.

Преимущества самостоятельных путешествий на машине и повышение интереса к такому формату отдыха на Форуме «Путешествуй» обсуждался в рамках открытого диалога «Автотуризм в России. Феномен-2020».

Автотуризм в России на туристическом Форуме «Путешествуй»

Проблемой для развития автотуризма может стать недостаток мест пребывания туристов в отдаленных регионах. Что скрывать, гостиниц в глубинке немного, да и те, что есть, не всегда могут удовлетворить взыскательного туриста. Но выход есть – путешествовать в автодоме. Такая машина одновременно и средство передвижения, и апартаменты на колесах. Конечно, автодом, который у большинства туристов будет востребован лишь во время отпуска, позволить могут себе не все, а по городу перемещаться на нем не очень удобно и затратно. Но опять же – есть выход. Можно приобрести автодом-прицеп, в котором есть все необходимое.

Автодома на российском туристическом форуме «Путешествуй»

Образцы автодомов во время Форума «Путешествуй» можно было посмотреть на выставке перед входом в 55-й павильон. И надо отметить, что от недостатка внимания представленные экспонаты не страдали. Что особенно приятно, выпуск столь полезной для автотуристов продукции налажен у нас в стране.

Гастротуризм

Еще один открытый диалог – «Гастрономический туризм. Новые направления» – был посвящен вопросам развития локальной гастрономии в регионах.

Проведенные в разных странах мира опросы показывают, что 88,2% туристов считают региональную кухню важной составляющей бренда территорий. То есть это вопрос первостепенной важности. Характерны примеры стран Латинской Америки и Скандинавии, которые кратно нарастили въездной турпоток именно за счет популяризации своей кухни. А Тайланд и вовсе использует программу Global Tai в качестве средства гастродипломатии.

Гастротуризм до пандемии показывал устойчивый рост в большинстве стран мира. Россия – не исключение, более того, она – отнюдь не белое пятно на карте гурманов. И славится наша страна не только кухней ведущих ресторанов Москвы и Санкт-Петербурга.

Вполне преуспели на этом поприще и многие российские регионы. Мало кто знает, но самая посещаемая винодельня в мире – это Абрау-Дюрсо в Краснодарском крае. Большой популярностью у туристов пользуется музей чак-чака в Татарстане. До 60 000 человек собирает Пир на Волге, который проводится в Ярославле. Такую же аудиторию собрал в 2020 году Фестиваль уличной еды в Калининграде. Там была представлена кухня очень высокого уровня. Победители проведенного в рамках фестиваля чемпионата России по уличной еде отправились на аналогичные соревнования в Европу и вернулись с призовыми местами.

Пока эти примеры пусть уже не единичные, но еще не массовые. Однако они красноречиво показывают, что возможности для развития гастротуризма и популяризации через него всего региона в целом есть практически у всех субъектов Федерации. Где-то имеется национальная кухня со множеством уникальных блюд, где-то – знаменитые местные бренды, где-то – уникальные продукты. Но важно все это максимально популяризировать как внутри страны, так и за ее пределами.

Российский туристический форум «Путешествуй», завершился. Ждем следующего

И в заключение – слово организаторам и участникам форума.

«Форум „Путешествуй“ получился. Неожиданный формат и сочетание, казалось бы, несочетаемых аудиторий – бизнеса и прямых потребителей – оказались вполне рабочими. Во время мероприятий деловой программы было поднято много тем, которые интересны туристической индустрии. И на их обсуждение не хватило времени. А это значит, что продолжение следует»,

сказала исполнительный директор АТОР, сопредседатель экспертного совета по реализации программы продвижения туристских маршрутов в сфере внутреннего и въездного туризма при Федеральном агентстве по туризму Майя Ломидзе.

«Мы выступили одним из организаторов Российского туристического форума «Путешествуй!» и успешно обсудили на площадке направления, куда отправиться в путешествие летом, запуск новых мер поддержки и обмен опытом. Наша повестка – инвестиции, доступность, направления, где можно отдохнуть, – собственно, весь спектр вопросов, которые мы традиционно всегда обсуждаем на туристических мероприятиях»,

отметила руководитель Федерального агентства по туризму Зарина Догузова

«Российский туристический форум „Путешествуй!“ – это уникальная коммуникационная площадка, которая собрала вместе экспертов туристической отрасли, представителей власти и бизнеса, известных тревел-блогеров, а также непосредственно тех, на кого нацелена вся туриндустрия, – людей, кто хочет и любит путешествовать по своей стране. Я рад, что мы провели это мероприятие в период, когда внутренний туризм переживает кардинальную трансформацию. Уверен, проведение форума „Путешествуй!“ в дальнейшем станет доброй традицией, которая позволит абсолютно всем познакомиться с туристическим потенциалом нашей страны поближе»,

заявил председатель правления, директор Фонда Росконгресс Александр Стуглев.
Россия

похожие статьи