На секции эксперты обсудили особенности стратегии компаний в новых экономических условиях, успешные передовые практики по импортозамещению в креативных индустриях, а также вопросы обеспечения инфраструктуры для создания конкурентоспособных товаров и услуг.
Уход с российского рынка популярных брендов – это уникальная возможность для экспансии отечественных креативных продуктов, считает заместитель Министра культуры Российской Федерации Ольга Ярилова.
По ее словам, Правительством Российской Федерации поставлены амбициозные задачи, связанные с креативным сектором экономики. Ведь творческие индустрии – это не только динамично развивающийся сектор экономики, это и популяризация культурного кода территорий, интерпретация креативными командами локальной идентичности, а значит сохранение многонациональной культуры.
«Наша цель – к 2030 году довести импортозамещение креативных продуктов до положительного сальдо экспорта-импорта, изменить структуру занятости населения, увеличив долю занятых в креативных профессиях до 15 %, а также увеличить вклад креативной экономики в ВВП страны до 6 %. И такие амбиции небезосновательны. Уход с российского рынка популярных брендов – это уникальная возможность для экспансии отечественных креативных продуктов как внутри страны, так и за ее пределами. Несмотря на сложную эпидемиологическую и экономическую ситуацию, активность отечественных креативных индустрий набирает обороты», – сказала она.
При этом замминистра отметила, что в регионах по количеству организаций креативных индустрий и числу занятых в них лидируют IT, видеоигры, реклама и архитектура. При этом в крупнейших городах большее количество занятых приходится на индустрию архитектуры, в крупных городах – на промыслы, ремесла, музейное и библиотечное дело, а в малых высока доля занятых в ювелирном деле.
Кроме того, Ольга Ярилова назвала лидирующие в сфере креативных индустрий регионы.
«К регионам-лидерам развития креативных индустрий, помимо столичных регионов, относятся Тюменская и Новосибирская области, Республика Башкортостан. Хочу отметить, что потенциал креативных индустрий прослеживается не только в мегаполисах или городах-миллионниках. По данным исследования Высшей школы экономики, в топ-20 российских городов по числу занятых в креативных индустриях на 10 тыс. человек вошло лишь 7 городов с численностью населения свыше 1 млн человек – это Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань). При этом Красногорск, Кострома и Ярославль заняли в этом рейтинге 2, 4 и 6 место соответственно! И это лишь подтверждает высокий потенциал создания рабочих мест в локальных креативных индустриях, созданных на основе имеющегося культурного наследия», – сообщила замминистра.
Также Ольга Ярилова отметила, что с целью «взращивания» креативного класса разработан федеральный проект «Придумано в России», в рамках которого регионам с этого года предоставляются субсидии на создание школ креативных индустрий. Так, в начале учебного года в России откроются 32 школы креативных индустрий.
Первые такие школы были открыты в культурно-образовательных и музейных комплексах в Кемерове, Владивостоке и Калининграде – более 500 ребят получают уникальные знания и навыки по дизайну, анимации, интерактивным технологиям, виртуальной и дополненной реальности, фото- и видеопроизводству, звукорежиссуре, звуковому дизайну.
При этом Ольга Ярилова подчеркнула, что любую идею небходимо не только создать, но и суметь воплотить в проект и продать.
«Для этого на базе подведомственных вузов мы открываем центры прототипирования, где каждый желающий сможет получить свободный доступ к специальному оборудованию для изготовления прототипов и малых партий товаров.
На старте проекта каждый вуз совместно с бизнес-сообществом и региональным министерством культуры провел анализ запросов креативных предпринимателей – что им необходимо для развития бизнеса? Исходя из реальных потребностей рынка родилась концепция каждого центра», – сказала она.
Так, на базе Дальневосточного государственного института искусств создается центр по изготовлению фарфоровой и керамической посуды, авторской плитки, предметов интерьера, гипсовых моделей и форм, украшений и сувенирной продукции. В Казанском государственном институте культуры откроется «Центр разработки цифрового контента», где можно будет создать графические модели в 2D и 3D, 3D-анимацию, а также контент дополненной реальности. В Пермском государственном институте культуры появится «Центр саунд дизайна и визуальных технологий», где можно будет создать оригинальные саундтреки, аудиовизуальные инсталляции, в том числе с дополненной реальностью, анимированные ролики, 3D-модели пространств для компьютерных игр. До конца этого года будет создано 26 центров прототипирования.
В завершение Ольга Ярилова сообщила, что период пандемии наглядно продемонстрировал важность развития цифровых ресурсов для продвижения и продажи товаров и услуг. Именно с этой целью разрабатывается цифровая платформа «Культурная карта 360», которая станет единой точкой входа для креативного сообщества, представителей бизнеса, инвесторов и органов государственной власти в деле популяризации отечественных брендов. На ней будут представлены банк вакансий в сфере креативных индустрий, данные о доступной инфраструктуре в привязке к локации, маркетплейс отечественных брендов, вся информация об образовательных мероприятиях, акселератор креативных проектов. Каждый желающий сможет создать свой креативный профиль, который станет источником достоверной информации для потенциальных инвесторов.
По материалам пресс-службы Минкультуры РФ