В Санкт-Петербурге проходит очный этап XIX Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: реальность 2020 и повестка десятилетия» (онлайн этап прошел в 2020)
Форум стратегов проводится ежегодно в Санкт-Петербурге с 2002 года и стал основной площадкой для обсуждения методов и механизмов стратегического планирования и конструктивной дискуссии по самым важным и острым вопросам реализации стратегий и комплексных проектов развития городов и регионов Российской Федерации.
Ежегодно в Форуме стратегов принимают участие более 1000 человек: представители Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств Российской федерации, региональных администраций и законодательных собраний, муниципалитетов, представители бизнеса, научного и экспертного сообществ, общественных организаций, иностранных государств, средств массовой информации.
В программу Форума было включено свыше 40 мероприятий. Их организаторы разделили на 5 тематических направлений.
Во время работы Форума состоялись пленарные заседания, свыше 20 круглых стола. В числе мероприятий были также стратегические сессии, международные конференции, экспертные дискуссии, мозговые штурмы.
Круглый стол «Местное самоуправление: развилки развития», прошедший в рамках Форума, был организован Комитетом Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, Всероссийской ассоциацией развития местного самоуправления, Общероссийским конгрессом муниципальных образований, Союзом российских городов.
Председатель Высшего совета ВАРМСУ, Президент ОКМО Виктор Кидяев принял участие в мероприятиях «Форума стратегов 2020 – 2021».
На площадке «Местное самоуправление: развилки развития», модератором на которой выступил председатель Комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Алексей Диденко, к собравшимся с приветственным словом обратился Виктор Борисович Кидяев, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Президент Общероссийского Конгресса муниципальных образований. Он рассказал о важности развития городских агломераций и формировании «прорывных проектов пространственного развития страны» как одного из основных условий для исполнения государственного курса на развитие территорий. Также, Виктор Борисович озвучил предложения муниципального сообщества к Правительственным инициативам, касающимся Национальных проектов.
В рамках состоявшегося круглого стола также выступила заместитель директора департамента развития интеграционных проектов и стран СНГ Минэкономразвития России Анна Попова.
Надо отметить, что Министерство экономического развития Российской Федерации уделяет огромное внимание муниципальной повестке нашей страны и чрезвычайно заинтересовано в стратегическом ее развитии.
В своем докладе Анна Попова остановилась на международных и внешнеэкономических связях органов местного самоуправления: «В настоящее время в Государственной думе рассматривается проект федерального закона, определяющий порядок осуществления международных и внешнеэкономических связей.
В частности, 19 октября законопроект поддержан Комитетом Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению. В связи с этим хотела бы воспользоваться случаем и поблагодарить Вас, Владимир Владимирович и в Вашем лице Администрацию Президента Российской Федерации за поддержку законопроекта, Вас Алексей Николаевич, Вас Виктор Борисович, а также депутатов Комитета за то, что поддержали проект, который создаст условия для международных и внешнеэкономических связей муниципалитетов в тесной координации с региональными и федеральными органами власти.
Надеемся на дальнейшую поддержку законопроекта. Его рассмотрение на заседании Государственной Думы в первом чтении состоится в начале ноября.
Законопроект разработан во исполнение решений, принятых итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 30 января 2020 г.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами.
На федеральном уровне в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» регламентированы только полномочия органов местного самоуправления приграничных субъектов Российской Федерации в сфере приграничного сотрудничества. У иных муниципальных образований, которые находятся на территории субъектов Российской Федерации, не являющихся приграничными, отсутствует правовая основа в сфере осуществления международных и внешнеэкономических связей.
- К пробелам в данной сфере следует отнести также отсутствие:
- федерального органа исполнительной власти, ответственного за выработку государственной политики в области международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления;
- права субъектов Российской Федерации, не являющихся приграничными, осуществлять правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления;
- единых подходов к осуществлению международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления на местном уровне;
- системы отчетности о международных и внешнеэкономических связях органов местного самоуправления перед региональными и федеральными органами власти.
В связи с этим законопроект определяет порядок и условия осуществления органами местного самоуправления международных и внешнеэкономических связей, выстраивая вертикаль государственного регулирования международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления, входящих в состав субъектов Российской Федерации, не являющихся приграничными.
В частности, законопроект устанавливает полномочия федерального органа исполнительной власти в сфере международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления.
Предлагается наделить этими полномочиями Минэкономразвития России, учитывая осуществление Минэкономразвития России аналогичных полномочий в сфере приграничного сотрудничества органов местного самоуправления.
Законопроект устанавливает также полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по правовому регулированию осуществления органами местного самоуправления международных и внешнеэкономических связей, а также по предоставлению органам местного самоуправления правовой, организационной и методической поддержки при осуществлении ими указанных связей.
Кроме того, законопроект перечисляет полномочия органов местного самоуправления в сфере международных и внешнеэкономических связей. К ним относятся:
- проведение встреч, консультаций и иных мероприятий в сфере международных и внешнеэкономических связей;
- заключение соглашений в указанной сфере с органами местного самоуправления муниципальных образований иностранных государств;
- участие в деятельности международных организаций межмуниципального сотрудничества (например, Международный Ганзейский союз, Конгресс местных и региональных властей Совета Европы, Международная ассоциация столиц и крупных городов, Всемирная организация «Объединенные города и Местные власти» и др.);
- иные полномочия.
При этом законопроект устанавливает условие осуществления таких связей: они должны осуществляться исключительно в целях решения муниципалитетами вопросов местного значения.
Законопроект регламентирует также вопросы информирования о международных и внешнеэкономических связях органов местного самоуправления и формирования перечня соглашений об осуществлении указанных связей. Муниципалитеты будут направлять информацию о таких связях и соглашениях в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а последний – в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
В целях единообразного регулирования в Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей муниципалитетов при разработке законопроекта учитывались подходы к правовому регулированию приграничного сотрудничества муниципалитетов, заложенные в Федеральном законе «Об основах приграничного сотрудничества». Практика его применения позволяет судить об эффективности таких подходов.
По данным, поступающим в Минэкономразвития России от приграничных субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, входящие в состав приграничных субъектов Российской Федерации (Саратовская, Курганская, Челябинская, Тюменская, Смоленская, Ростовская, Оренбургская, Омская, Воронежская, Волгоградская области, Хабаровский, Забайкальский края, республики Карелия, Дагестан и др.) заключили 270 соглашений с муниципальными образованиями 13 сопредельных стран-партнеров (Белоруссия, Финляндия, Казахстан, Эстония, Китай и др.). В 2019 году заключено 11 соглашений, в 2020 году из-за ограничений, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, интенсивность приграничных контактов сократилась, в связи с чем было заключено только 2 соглашения.
Таким образом, предусмотренный законопроектом порядок выстраивает сбалансированную систему правоотношений, которая позволит упорядочить развитие муниципального сотрудничества с зарубежными партнерами при обеспечении должной координации со стороны федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Организаторами Форума было запланировано также проведение финала VII конкурса муниципальных стратегий «Лучшая реализующаяся стратегия в Арктике» (КМС-2021).
На Форуме эксперты обсудили вопросы развития туризма и международного сотрудничества.
Был проведен круглый стол «Опыт международного межрегионального сотрудничества в условиях преодоления COVID-19». В нем приняли участие эксперты из Финляндии, Великобритании, Бельгии, Франции, Швейцарии, Африки и других стран. Они представили свои идеи и лучшие практики по темам в социальной, культурной, экологической, экономической областях.
Выступая на площадке «Опыт международного межрегионального сотрудничества в условиях преодоления COVID – 19», Виктор Кидяев Кидяев подчеркнул важность координации при международной работе муниципалитетов. Он отметил, что «сохранение и наращивание международных связей с муниципальными образованиями и регионами других государств критически важно» и «требует принятия равнонаправленных взаимовыгодных решений». Также, депутат Госдумы предложил начать воспринимать «международное межмуниципальное сотрудничество» как хорошую, не политизированную, «альтернативную площадку» для рассмотрения вопросов «экономического, организационного и гуманитарного сотрудничества».
Также состоялись международная конференция «Интеграция городского и транспортного планирования – как бороться с перегруженностью улично-дорожных сетей градостроительно-планировочными методами» и XVI сессия диалога Программы «Интеррег. Регион Балтийского моря».
В рамках Форума состоялся круглый стол «Перспективы влияния туризма на социально-экономическое развитие региона и страны». Специалисты обсудили возможности усиления межрегионального взаимодействия, единой маркетинговой стратегии, стратегии по привлечению инвестиций и рассмотрения новых технологий продвижения туристической отрасли для увеличения потока в регион и страну. Также обсуждалось формирование рынка и культуры внутреннего туризма.
Тема туризма была затронута и на круглом столе «Travel футурология. Реконструкция устойчивого туризма в России». Рассмотрены механизмы развития устойчивого туризма, формы поддержки предпринимателей и туроператоров.
Одним из партнеров VII конкурса муниципальных стратегий «Лучшая реализующаяся стратегия в Арктике» выступил Общероссийский Конгресс муниципальных образований.
Сегодня XIX Общероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России: реальность 2020 и повестка десятилетия» продолжает свою работу.
По материалам пресс-службы Форума стратегов