Совещание по вопросам развития кораблестроения провел Президент России Владимир Путин в Кремле, на котором обсуждались вопросы развития кораблестроения для обеспечения обороны и безопасности государства.
В своем выступлении глава государства отметил: «В Основах государственной политики в области военно-морской деятельности до 2030 года обозначены четкие ориентиры, а именно комплексно развивать Военно-Морской Флот России, включая корабельную, авиационную и береговую составляющие, инфраструктуру базирования, укреплять его позиции в стратегически важных районах Мирового океана, качественно повышать боевой потенциал.
За последние годы на этом направлении многое сделано: наш флот пополняется новыми кораблями, оснащается современными видами оружия, ведется ремонт и глубокая модернизация техники.
Какая динамика у нас здесь? В 2022 году отечественные судостроители передали Минобороны 24 новых корабля и судна, в 2023-м – 33, в 2024-м планируется передать более 40.
Что здесь важно? Мы все понимаем возрастающую степень геополитического напряжения в современном мире, слышим регулярные угрозы в адрес России со стороны правящих кругов ряда стран и даже видим конкретные действия по реализации подобных угроз. Естественно, к этому надо относиться максимально серьезно, просчитывать все возможные риски и планировать адекватный ответ, укреплять наши Вооруженные Силы и Военно-Морской Флот.
Так, для повышения боевой устойчивости сил флота надо уделить особое внимание скорейшему внедрению систем дистанционного обнаружения угроз, в том числе со стороны беспилотных аппаратов. Имею в виду не только контроль воздушного пространства средствами ПВО, но и совершенствование систем наблюдения за надводной и подводной обстановкой для борьбы с морскими роботизированными комплексами противника.
Необходимо защитить наш флот от возможных атак уже на дальних подступах к военно-морским базам и районам действия наших кораблей, развивать разведывательную авиацию флота, наращивать силы и средства ведения радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы.
Мы также должны оценить состояние и потребности морской авиации, береговых ракетно-артиллерийских войск. Обсудим сегодня задачи по дооснащению кораблей дополнительными огневыми средствами, включая ручные и автоматические пулеметные модули, расчеты беспилотных летательных аппаратов.
Подобные системы с учетом реального боевого опыта уже предлагаются нашими предприятиями, причем не только крупными корпорациями, но и небольшими, частными разработчиками и производителями.
Предлагаю сегодня в целом еще раз сверить планы в сфере кораблестроения, уточнить ключевые принципы работы заказчиков и всех участников строительства и оснащения кораблей.
На чем хотел бы заострить внимание, прежде чем перейдем к повестке.
Кораблестроение – это сложная, высокотехнологичная отрасль. Она оперирует планами на 10, 20 и более лет. При формировании государственного заказа нам нужен именно такой горизонт планирования – не менее чем до середины века, что позволит не только просчитать, обеспечить серийный выпуск текущих типов кораблей, но и гарантировать переход на следующее поколение военно-морской техники, более высокого технико-тактического уровня.
Именно эти задачи сейчас стоят перед нашей армией и флотом. И на них мы должны сосредоточить финансовые и организационные ресурсы, сконцентрировать научный потенциал.
Здесь отмечу, что в освоении новых проектов кораблей нужно заблаговременно проводить опытно-конструкторские работы по оборудованию, приборам, элементной базе и системам вооружения, причем в рамках межведомственных комплексных целевых программ. Это позволит существенно сократить сроки проектирования и строительства головных кораблей. Думаю, что уменьшение типоряда приведет к значительному снижению стоимости.
На решение этой задачи должна работать и цифровизация проектирования, перевод конструкторской и технологической документации в электронный вид, конечно, с использованием защищенных систем передачи данных между конструкторскими бюро и верфями, да и между всеми участниками этого сложного процесса.
Далее. Заказ на боевые корабли должен соответствовать оптимальной загрузке верфей, а объемы и ритмичность государственного финансирования – учитывать особенности кооперации в судостроении, длительность производственного цикла, а также инвестиции предприятий в расширение производства, в его обновление на основе современных технологий и, конечно, в подготовку кадров.
Отмечу, речь идет не только о непосредственных исполнителях государственного заказа, но и об их поставщиках, смежниках в большом количестве отраслей – это металлурги, машино- и приборостроители, создатели вооружений, систем связи, навигации, программного обеспечения, новых материалов и так далее. Сохранение кооперации – важнейшая составляющая общей работы.
Сегодня многие производители комплектующих – паротурбинных установок, электротехнических изделий и радиоэлектронного оборудования, дизельных двигателей и агрегатов – загружены «на полную». Чтобы избежать дефицита поставок, переноса сроков сдачи кораблей, предстоит форсированно модернизировать предприятия, увеличивать объемы производства оборудования и комплектующих.
Ряд мер на этот счет принят, поручения были даны. Сегодня обсудим, как они выполняются и какие дополнительные решения здесь нужны.
При этом отдельно отмечу: важнейшей задачей для долгосрочного развития судостроения является приток квалифицированных кадров в конструкторские бюро, на верфи и заводы, причем по всей стране. Нужно создать в судостроении действительно привлекательные, конкурентные условия труда, включая достойные, высокие заработные платы рабочих, инженеров, технического персонала, управленцев.
Важно повышать квалификацию, вести переподготовку сотрудников и, конечно, запускать социальные программы для поддержки специалистов и их семей. Это общая задача и государства, и предприятий отрасли, и нашей системы образования.
Сейчас судостроители, предприятия кооперации объективно увеличивают свои вложения в укрепление кадрового потенциала, в привлечение и подготовку специалистов. И очень важно, чтобы эти средства учитывались в цене контрактов. Рассчитываю услышать предметные предложения на этот счет.
В целом предлагаю сегодня проанализировать подходы к ценообразованию в кораблестроении, причем исходя как из текущей ситуации, которая складывается в отрасли, так и из перспективных задач, которые ей предстоит решить.
При этом еще раз подчеркну: здесь принципиальное значение имеет четкое выполнение контрактных условий, реализация инвестиционных программ наших кораблестроителей и, конечно, экономическая эффективность, рентабельность их работы».