Взрослые вопросы юной писательницы из Луганска

в Админ

Образование и культура – неотъемлемые составляющие современного общества. Они во многом определяют его совершенность, стабильность, обеспечивая постоянное развитие. Только в обществе с высоким уровнем образования может духовно расти человек и становиться развитой и культурной личностью. Об этом состоялась беседа нашего постоянного автора, юной писательницы из Луганска Фаины Савенковой с помощником Президента Российской Федерации по вопросам образования, истории и культуры Владимиром Мединским.

Сегодня мы приводим текст этого интервью.  

*****

Владимир Мединский: «Страна не может оставаться успешной и суверенной без культуры и образования».

Журналист «Донбасс Инсайдер» Фаина Савенкова взяла эксклюзивное интервью у Владимира Мединского, помощника Президента Российской Федерации по вопросам образования, истории и культуры.

Владимир Ростиславович, я знаю, что Вы увлекаетесь военной историей и это повлияло на всю вашу жизнь. Скажите, как вызвать у детей интерес к истории своей Родины? Что для этого нужно делать?

– Ключ ответа на Ваш вопрос лежит в слове «интерес». История должна быть живой, человеческой, а не сухим перечнем дат и фактов. А для этого требуется желание и умение интересно и увлекательно рассказывать об исторических событиях.
Только так можно воспитать у детей чувство сопричастности к прошлому, понимание того, что мир не статичен, что они – прямые наследники многих поколений своих предков. И, конечно, важнейшая роль принадлежит государству и обществу в целом. Их задача – обеспечить историческому просвещению режим «наибольшего благоприятствования».

Почти во все времена были недовольные либо образованием, либо его отсутствием. А что Вы можете сказать по поводу современного образования как в России, так и за рубежом? Каково Ваше личное мнение по этому поводу?

– Идеального образования быть, наверно, вообще не может. Жизнь стремительно меняется, соответственно, постоянно повышаются требования к содержанию и качеству образовательного процесса.

Если сравнивать с Западом, то там существует возможность получить очень хорошее образование, вот только доступно оно не всем. В основном – если говорить об истории и всем комплексе гуманитарных дисциплин – предлагается крайне упрощенная и откровенно выхолощенная картина, по сути, набор нарративов на тему «за все хорошее против всего плохого». Причем кто во всем плохой – понятно. Это Россия.

Насколько велика, по-Вашему, взаимосвязь между общей культурой общества и уровнем образования? Чему в первую очередь должно уделить внимание государство?

– Одно невозможно без другого, это взаимосвязанные понятия. И роль государства здесь во многом определяющая. Можно вообще бросить все на самотек, как это происходило в первой половине 90-х годов прошлого века, – и тогда довольно быстро не останется ни образования, ни культуры. А следом может очень быстро не стать и самого государства.
Культура и образование – это не просто абстрактная «гуманитарная сфера». Это то, без чего нормальная страна не может оставаться успешной и во всех смыслах суверенной.

Не секрет, что творчество многогранно и не всегда совпадает с некоторыми нормами морали, например. Должно ли государство вводить цензуру в сфере культуры? Принесет ли это пользу обществу или творческой интеллигенции?

– Если вы имеете в виду «классическую» цензуру а-ля Цензурный комитет графа Уварова или более близкий нам по времени советский Главлит, то это не является ни целесообразным, ни технически возможным.

Другой вопрос, что не должны, к примеру, на государственные средства сниматься фильмы или ставиться спектакли, извращающие или представляющие в неприглядном свете наше общество и нашу историю. И наоборот, должно поддерживать здоровые силы в среде творческой интеллигенции. Но это не цензура.

Что изменилось в области культуры с началом СВО, на Ваш взгляд? Могли бы Вы дать оценку этим изменениям?

– Я бы сказал, что мы наблюдаем процесс консолидации общества. К людям самых разных взглядов приходит осознание экзистенциальности вызовов, ставших причиной начала СВО. Это нормальная, здоровая реакция общества.
Но давать какие-то детальные оценки, на мой взгляд, преждевременно.

Как человек, родившийся в Украинской ССР, могли бы Вы сказать, насколько давно появились предпосылки для возрождения фашизма на Украине? Или же они не исчезали? Возможно ли было предотвратить это?

– В здоровом общественном организме, у которого сильный исторический иммунитет, бациллы фашизма подавлены. А вот когда этот иммунитет слабеет и целенаправленно разрушается, тогда происходит то, что мы сейчас наблюдаем на Украине. Это следствие вполне продуманной политики украинской верхушки и ее западных кураторов.

Почему, по-Вашему, Советский Союз не смог решить проблему украинского национализма в послевоенное время?

– В первые послевоенные годы националистическое подполье на Украине действительно существовало, и для его ликвидации потребовалось немало усилий. Тем не менее эта задача была успешно решена.

Дружба народов в СССР – не пропагандистское клише, а объективная реальность. И люди это прекрасно помнят, в том числе и на Донбассе, и на Украине.

Активно «процесс пошел» уже в постсоветские годы, когда Украина стала независимым государством.

В свете недавних событий в парламенте Канады каковы ощущения? Не вызывают ли усмешку санкции от страны, которая с таким восторгом приветствовала фашиста?

–Ну, все-таки не вся страна с восторгом приветствовала, в самой Канаде многие выразили самое решительное несогласие.
Происшедшее полностью соответствует логике западных элит: Россия – враг, которого надо уничтожить, и для этого все средства хороши. Поэтому и вытащили из нафталина эсэсовского недобитка.

Какие исторические параллели Вы могли бы провести, глядя на то, что происходит на Украине? Есть ли какие-то уроки, которые мы уже могли бы извлечь, наблюдая все происходящее там?

– Вы знаете, любые исторические параллели не являются математически параллельными. Любая аналогия, как известно, хромает. Поэтому «прецедентное право» в истории применимо с большой осторожностью.

Ну а уроков для нас множество. В первую очередь – миф о равном «партнерстве» с Западом. Это суровый, даже жестокий урок для нас, но нам необходимо его выучить.

Вы являетесь автором множества книг, состоите в Союзе писателей. Можете рассказать об этой части своей жизни? Творчество для Вас – это способ выразить себя, чему-то научить других или же что-то иное? Что?

– Творчество – это в первую очередь творчество. Мне интересно писать о нашей истории. Но я не ставлю задачу научить других – скорее, пробудить интерес к истории, тягу к самостоятельному анализу исторического процесса – то есть то, о чем я говорил в начале нашей беседы. Насколько это получается – судить читателям.

Источник: https://www.donbass-insider.com/ru/2023/10/20/strana-ne-mozhet-ostavatsa-uspeshnoy-suverennoy-bez-kultury-obrazovaniya/

похожие статьи

error: Содержимое защищено!