Цифровая трансформация и цифровизация в субъектах РФ

в Админ

Цифровая трансформация регионов не теряет своей актуальности. Все больше региональных руководителей приходят к осознанию того, что технологии являются ключевым драйвером в повышении эффективности государственного управления, повышении осведомленности местной власти о различных аспектах жизни в вверенном субъекте. В конечном счете все это ведет к улучшению качества жизни жителей региона.

Цифровая трансформация – это многоступенчатый и многофакторный процесс. Это не просто деятельность по внедрению цифровых технологий в коммуникации. Но прежде всего постановка целей, связанных с получением выгод от сбора, хранения и обработки данных для принятия верных и экономически обоснованных решений. Диджитализация в государственном управлении создает возможности для государства быстрее и качественнее выполнять свои функции – обеспечивать безопасность и социальное благополучие населения за счет построения достоверных прогнозных моделей.

Об этом сегодня наша беседа с экспертом журнала «Региональная Россия» – Инвестиционным директором Ctrl2GО Дмитрием КОРШУНОВЫМ.

Что такое цифровизация регионов, как это понимают на местах?

– Большинство проектов по диджитализации регионов опирается на национальный проект «Цифровая экономика». В нем изложены требования к реализации региональных проектов и дается обобщенное понимание отдельных инициатив. В рамках каждого регионального проекта местные власти должны самостоятельно понять, что именно им делать, как это делать, в какой бюджет укладываться и какими ресурсами реализовывать трансформацию. Во многом успех этих программ в регионах зависит от своевременного и правильно выбранного бизнес-партнера. Механизмы ГЧП могут обеспечить достаточно эффективный формат взаимодействия технологических компаний и государства. Распространенная ошибка при этом заключается в дискретной цифровизации отдельных областей и сфер жизни, без учета интегрального эффекта и без системного подхода. Как правило, это связано с бюджетными ограничениями, а также с особенностями законодательства, регламентирующего закупки услуг региональными органами власти. Также серьезным фактором выступают временные ограничения для внедрения тех или иных технологий и необходимость «тушить пожары», вместо того чтобы системно  подойти к комплексной цифровизации.

На современном этапе цифровой регион это всеобъемлющие централизованные «госуслуги» или что-то больше?

– Первое, с чем ассоциируется цифровая трансформация региона, это  «госуслуги». Однако не только ими ограничивается диджитализация. Не все внедрения новых информационных систем заметны гражданам. Но это не значит, что они не влияют на жизнь региона, эффективность и качество государственного управления. Так, многие инициативы, с которыми мы работаем в регионах, связаны с увеличением прозрачности некоторых сфер жизни, мониторингом, надзором и улучшением инструментов контроля в чувствительных отраслях. Таких, например, как строительство, экология или сельское хозяйство. Регионы активно внедряют системы для мониторинга урожайности, незаконных построек, свалок, экологического надзора и т.д.

Цифровой регион – это не столько о внедрении современных ИТ-решений, сколько о перестройке процессов и подготовке кадров. Также нельзя забывать об обновлении ИТ-инфраструктуры, без которой невозможно представить внедрение вообще любой ИТ-системы, особенно регионального масштаба.

Чем обусловлена задача оцифровываться?

– Цифровая трансформация обусловлена запросом от властей к организации эффективного управления землей и имуществом для получения налогов и сдачи в аренду различных объектов недвижимости  или земли. Грамотно организовать этот процесс – значит иметь хорошую доходную часть бюджета, тем самым иметь возможность ремонтировать дороги, облагораживать улицы и дворы в городах и поселениях, закупать оборудование и лекарства в больницы, а значит повышать качество жизни населения. Понимая это, администрации муниципалитетов активно внедряют различные учетные системы, в том числе и геоинформационные. Однако отсутствие законодательной поддержки, соответствующих документов и данных в системах не дает возможности достичь той самой необходимой эффективности. Так, например, аэрофотосъемка не является достаточным аргументом для начисления штрафов и сборов для нарушителей земельного кодекса. Это вынуждает надзорные органы организовывать выезды для подтверждения акта правонарушения, что не дает возможности раскрыть свой потенциал информационным системам в полную силу. Пресловутая скорость реакции на правонарушение никак не увеличивается даже после внедрения ИТ-систем.

Высокий уровень цифровизации региона позволяет более точно и точечно проводить различные мероприятия по улучшению ситуации в регионе.

На сегодня есть запрос со стороны губернаторов на создание ИТ-системы, которая в режиме реального времени будет давать губернатору информацию о ситуации в регионе, чтобы принимать обоснованные и верные решения, как ежедневная утренняя газета со сводками о различных аспектах жизни региона.

Кто сможет вырастить кадры, которые будут обеспечивать цифровую экономику?

– В рамках национального проекта «Цифровая экономика» существует проект «Цифровые профессии». Его основная цель – дать гражданам России дополнительное ИТ-образование за половину стоимости с помощью следующих платформ: Яндекс. Практикум, Нетология, Университет «Иннополис», Университет ИТМО, СберУниверситет, Geek Brains, Финансовый университет, Политех (Санкт-Петербург), Уральский федеральный университет, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Центр образовательных компетенций НТИ, «Мобильное электронное образование», «Актион» МЦФЭР, Многопрофильный центр квалификаций «Цель», Involta, Академия информационных систем, Skyeng, 1С,  Softline, Skill Factory и многие другие.  

Вырастить же кадры могут сами органы государственной власти, привлекая на работу обученных на данных или иных платформах граждан, давая им простор для профессионального развития.

похожие статьи